В рамках международной гонки на собачьих упряжках в Костромской области на
24 февраля 2010г прошла вторая международная Конференция по канистерапии на базе детского дома Русской Православной Церкви Костромской области, Нейского района, д.Деменьтьево, ЦЕС «Северная Надежда».
- взаимная информация участников конференции о проделанной работе,
- совместный анализ текущего состояния дел,
- выработка рекомендаций для дальнейшей работы.
Организаторы: Всероссийская Ассоциация Ездового Спорта совместно с Федерацией Ездового Спорта Костромской области и Санкт-Петербургской Спортивной Федерацией Ездового Спорта.
От организаторов конференции 2009.
Общеизвестны проблемы, стоящие перед молодым поколением в области физического и психического здоровья, гармоничного умственного развития. Известно так же, сколь много усилий прилагает всё общество для решения этих проблем - от Президента до родителей в каждой семье. Но к сожалению, так же хорошо известно, что проблемы не уменьшаются, а нарастают. Общество проигрывает в борьбе за будущее части себя.
Мы, сообщество людей, любящих собак и занимающихся спортивно-оздоровительной, кинологической работой в содружестве с педагогами, психологами и эколого-биологами предлагаем программу развития канистерапии, как инновационной программы на стыке наших направлений работы.
Состояние и перспективы развития канистерапии обсуждались на первой российско-американской конференции, состоявшейся в 22.02.09 года при детском доме русской православной церкви в деревне Коткишево, Нейского р-на, Костромской обл. В конференции приняли участие специалисты городов Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Люберцы Московской обл., Костромской обл. и Соединённых Штатов Америки.
Состоялась обстоятельная дискуссия по реальным аспектам работы.
Обсуждались:
Перспективные направления в развитии канистерапии.
- Занятия с детьми с ограниченными возможностями (в т.ч.с ранним -детским аутизмом и детским церебральным параличом).
- Занятия с детьми с девиантным поведением.
- Занятия с несовершеннолетними правонарушителями.
- Занятия с социально дезадаптированными детьми.
- Детское направление в развитии ездового спорта.
- Занятия с детьми и подростками, злоупотребляющими ПАВ.
- Занятия с детьми сиротами.
Содержательное наполнение вышеперечисленных направлений:
- экологическое просвещение,
- этнографическое,
- ролевые игры, индивидуальные и групповые занятия с участием «собак-терапевтов»,
- праздники, культурно-массовые мероприятия,
- туризм, походы с собаками,
- ездовой спорт, в т.ч. детский.
Цели работы участников конференции:
Содействие социализации, медицинской, психологической и социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации (нарушений – физическими, психическими, социальными и др.) с помощью методов канистерапии.
Предложенные критерии будущего отбора специалистов:
- компетентность в сфере техники безопасности при работе с собаками;
- умение обращаться с собаками и понимать их;
- специальная подготовка для работы с клиентами, имеющими специфические нарушения, знание особенностей отклонений / заболеваний и возможностей клиентов;
- умение организовать процесс занятий с учетом специфики и особенностей детей;
- владение общими психолого-педагогическими умениями и навыками, необходимыми для работы с клиентам;
- осознание рисков, связанных с особенностями заболевания и с использованием собак;
- мировоззренческая позиция специалиста, система ценностей, отношений.
Конференция констатировала, что уже сегодня мы даем возможность стать нормальными, полноценными членами общества детям с ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом, с задержками и отклонениями в психическом развитии. Такие детки, после канистерапевтических занятий становятся контактными и дальнейшая работа с ними врачей-специалистов эффективнее.
Мы достигаем полноценной социализации и формирования личности у трудных воспитанников детских домов.
Мы помогаем детям развить пропущенные в раннем развитии базовые функции.
Через занятия ездовым спортом и походы, в условиях отрыва от цивилизации, мы даем детям и подросткам тот уровень риска, самоутверждения и эмоций, который они ищут в наркотиках и психоактивных веществах.
Через ездовой спорт и походы мы приучаем детей и подростков к здоровому образу жизни, общению с природой, ответственности и проявлению заботы о другом существе и многое другое.
Но мы это делаем для единиц, а можем делать для многих тысяч детей и подростков через программу работы, объединяющую усилия заинтересованных организаций (МинСТМ, ВАЕС, РКФ, ДОСААФ, медицинских учреждений, Минобразования и др., занимающихся подобными проблемами).
Мы никак не подменяем существующие программы, мы стремимся их существенно дополнить грамотным использованием наших питомцев, стремимся наладить обмен опытом и информацией и поставить заслон людям, объективно приносящим вред некомпетентными и дилетантскими занятиями, для чего планируется делать подобные конференции регулярными.
Мы готовы изложить подробные проекты программы, пройти необходимое обсуждение и сотрудничать, со всеми заинтересованными в их реализации.
Мы просим помощи у Государства и общества в развитии эффективного метода социализации, медицинской, психологической и социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации с помощью методов канистерапии.
Для этого необходимо включение нашего метода работы в госпрограммы инновационного развития, разработки объединённой программы по канистерапии, а также решения многих вопросов, которые обсуждались на конференции.
По поручению участников конференции по канистерапии 2009г, Михаил Сурбеев.
=================================
Материалы
второй международной Конференции по канистерапии, состоявшейся 24.02.10 года
в пос. Коткишево, Нейского района, Костромской области.
Содержание:
1. Монахиня Параскева (Осокина) Костромская обл. «О перспективах развития социально-психологической работы с детьми и подростками с использованием канистерапии на базе центра ездового спорта «Северная Надежда».
2. Когаловская А.С. г.Иваново «Психологическое здоровье и канистерапия».
3. Ефимов С.В., Ручко Л. С. «Практика инклюзивного образования в туристической деятельности: воспитание через преодоление».
4. Любимова Т. Л. г.Москва “Актуальные проблемы канистерапии. Опыт работы центра канистерапии «Солнечный пес».
5. Е. Мурашова, М. Прозорова, Д. Чернатов, К. Зайцева, О. Савина С-Петербург «Канистерапия в системе экологического образования».
6. Строганова О. В. «Опыт проведения детских развивающих программ на базе питомника «Северная Надежда».
7. Шеффер Барбара США «Приобщение детей к активной жизни с помощью ездовых собак».
============================================
Монахиня Параскева (Осокина)
Центр ездового спорта «Северная Надежда» д. Великово, Нейского района Костромской области
Заводчик питомника ездовых собак «Северная Надежда».
Преподаватель Воскресной школы прихода свт. Николая с. Коткишево, организатор психосоциальной реабилитации детей-сирот с помощью ездовых собак.
О перспективах развития социально-психологической работы с детьми и подростками с использованием канистерапии на базе центра ездового спорта «Северная Надежда».
Реабилитационная работа с детьми и подростками группы риска из Нейского интерната с помощью ездовых собак по преодолению социально-психологических проблем ведется на протяжении шести лет.
В рамках социального проекта по реабилитации детей сирот и детей, лишенных попечения родителей при приходе Святителя Николая был создан питомник ездовых собак «Северная Надежда». В питомнике занимались дети из приемных семей, которые жили в приходских домах, дети, проживающие в интернате и дети из сельской школы села Коткишево.
Общение с четвероногими друзьями пород аляскинский маламут и сибирские хаски, отличающихся удивительным добродушием, почтением к человеку, интеллектом и способностью принимать решения в экстренных ситуациях, дало положительные результаты. Дети развивались эмоционально, учились ответственности, терпению, трудолюбию, доброте. Выступая с собаками на выставках различного уровня, они обретали уверенность в себе, свободу общения, встречались с интересными людьми. Участие в соревнованиях развивало волю, быстроту реакции, бережное отношение к животным и окружающей природе.
За этот период в питомнике детьми выращены три упряжки ездовых собак, чемпионы России и Национального клуба пород. Дети учились составлять родословные собак, рационы их питания, основам профилактики и лечения собак, гигиены их содержания. Вместе с собаками дети ходили в походы в разное время года.
С 2007 года на базе питомника проводятся ежегодные гонки на собачьих упряжках, в которых наряду со спортсменами из разных регионов России, Америки, Канады, Австралии участвуют наши ребята и занимают хорошие места. В 2010 году они были приглашены в США участвовать в соревнованиях.
В результате часть ребят выбирают будущей специальностью кинологию, ветеринарию и социальную работу.
В настоящее время большая часть наших ребят выросли, поступили учиться и приезжают к нам на каникулы. Вместе с тем к нам стали приезжать дети из других городов, которым в наш урбанистический век так не хватает общения с живой природой. Наши добрые собаки оказывают им ту же социально-психологическую поддержку, избавляя их от ряда комплексов, скованности, страха перед собаками, оздоравливая физически.
В продолжение начатого дела создается Центр ездоваго спорта, развития и реабилитации детей и подростков «Северная Надежда», работа в котором предполагается круглогодично. Основными направлениями деятельности центра будут спортивное и основанное на методах канистерапии. И то, и другое направления предполагают помощь детям с трудностями социальной адаптации, невротическими нарушениями, разными формами девиаций, детям с ограниченными физическими возможностями. В работе центра также предполагаются просвещение экологическое, этнографическое и историческое, знакомство с православной культурой и традициями, знакомство с народными промыслами (гончарное дело, плетение из бересты, резьба по дереву и др.), ролевые игры.
В центре будет реализовываться программа «Милосердие». Здоровые дети будут помогать детям с ограниченными возможностями. В особенности этому будут способствовать занятия ездовым спортом.
При центре смогут работать наши дети-сироты, получившие образование и имеющие собственный опыт преодоления социально-психологических трудностей.
При центре будут построены дома для наших детей. Они будут обеспечены работой и жильем. Создание такого центра будет способствовать возрождению умирающих окрестных деревень.
=====================================================
Когаловская А.С.
Ивановский госуниверситет, к.психол.н., доцент.
Психологическое здоровье и канистерапия
Обычно психотерапию относят к области психиатрии. В действительности она имеет гораздо более широкую направленность: она несет средства психологического оздоровления личности, средства, содействующие ее здоровому развитию.
Понятие психологического здоровья многогранно. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях выделяют в качестве ведущих физический, социально-психологический и духовный его планы. Психологическое здоровье – это способность личности конструктивно преодолевать трудности и конфликты, как ее способность к росту и преодолению деформаций своего развития. Это не отсутствие недостатков, а наличие определенного рода достоинств в структуре личности. Представители гуманистической психологии и психотерапии акцентируют следующие его черты: самосознание, теплота во взаимоотношениях с людьми, чувство эмоциональной безопасности, самопринятие, реалистическое восприятие жизни, наличие интегрирующей жизненной философии, любовь, самоценность, творчество и независимость, самоидентичность, обретение смысла своего существования, принятие свободы и ответственности.
Отечественными исследователями в качестве ведущего плана психологического здоровья рассматривается нравственная ориентация личности. Согласно исследованиям А.Ф. Лазурского, Б.С. Братуся, Б.В. Зейгарник, Б.В. Петровского, нравственная ориентация личности не есть лишь внешний долг, а составляет суть, путеводную нить нормального, здорового личностного развития. Б.С. Братусь и Е.Р. Калитевская рассматривают психологическое здоровье не как состояние, а как тенденцию, полное риска движение в направлении развития личности. Если личность понимать не как застывшую структуру, а как развивающуюся субстанцию, то и критериями здоровья должны стать характеристики процесса.
Жизненному пути личности сопутствуют многочисленные конфликтные и кризисные ситуации. Именно они являются стимулами формирования новых ее горизонтов. И эту отнюдь не безоблачную жизнь, которую человек проживает вопреки своим мечтаниям о жизни спокойной и благополучной, следует считать нормой. Человек должен себя готовить к новым испытаниям, чтобы быть способным адекватно отвечать жизненным вызовам. И здесь особую значимость приобретают жизненная позиция личности, ее мировоззрение. Видный представитель гуманистической психологии Ролло Мэй считает, что предельная целостность человеческой личности не только не возможна, но и не желательна. Ее цель – не абсолютная гармония и не застой, к которому может вести устранение конфликтов, а творческое их преодоление.
Если человек сам не справляется с трудными, но неизбежными жизненными ситуациями, и помощь окружающих оказывается недостаточной, то справляться с трудностями, кажущимися ему непреодолимыми, и двигаться дальше в решении жизненных задач в своем развитии помогает психотерапия.
Особого рассмотрения заслуживает становящаяся в последние годы православная психотерапия. Б.С. Братусь выделяет следующие ее черты:
• в отличие от светского, православный психотерапевт не просто может, а должен быть верующим. Вера – обязательное условие его профессиональной деятельности;
• в светской психотерапии поле взаимодействия – диада психотерапевт – пациент, и все происходит внутри нее. В терапии православной взаимодействие построено не на диаде, а на триаде, где взаимоотношения терапевта и пациента опосредованы отношением к Богу;
• в отличие от светской, в православной психотерапии исходным является восприятие целостного человека, представление о человеке как об образе и подобии Божьем.
Православный подход в психотерапии предполагает наличие вполне определенной мировоззренческой основы психотерапевта, которую он декларирует, что кардинально отличает православный подход в психотерапии от светского.
У представителей православного подхода должно быть критическое отношение к методикам, в том числе и классической психотерапии (например, гипноз, формы психологического воздействия на сознание, методы манипулирования людьми), они исключают работу в таких направлениях, как НЛП, психоанализ и некоторых других. Таким образом, действия, отношения специалиста в области православной психотерапии, методы, выбираемые им, обусловлены его мировоззрением.
Установкам православной психотерапии не противоречит использование методов анималотерапии. Традиционно анималотерапия рассматривается как физическое и психологическое оздоровление с помощью контакта с животным. Однако ее естественно рассматривать и как собственно психологический вид помощи. Ее естественно рассматривать и как групповую психотерапию, в которой психолог выступает в качестве посредника во взаимоотношениях клиента и животного. Он показывает, что происходит в их взаимоотношениях, помогает осознать и переработать опыт отношений с животным в терапевтическом процессе. Он может инициировать поиск клиентом новых, более продуктивных форм взаимоотношений с животным. Все это позволяет квалифицировать анималотерапию в том числе и как собственно психологический метод.
Взаимодействие с животным содержит значительный развивающий потенциал, касающийся и развития личности (воспитания ума, чувства, воли), и гармонизации психики, и формирования таких добродетелей, как милосердие, забота, сострадание, добросовестное исполнение обязанностей, терпение и др.
Проявление любви и милосердия – неотъемлемая часть православной культуры. Сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божью тварь. Православное отношение к животным предполагает наряду с милосердием и любовью четкое соблюдение иерархических отношений. Уважение и соблюдение иерархического порядка свидетельствует, в том числе, и о правильном устроении духовной жизни человека. Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.
Дети-сироты – одна из категорий детей, особо нуждающихся в психологической помощи. Здесь уместно рассмотреть ряд вопросов, связанных с воздействием анималотерапии на детей-сирот в д. Великово.
Организация питомника ездовых собак в д. Великово принесла значимые результаты. Работа, проводимая на его базе, способствовала эмоциональному раскрепощению и нравственному развитию детей. Им присущи доброта, способность к сопереживанию, отзывчивость, что обычно с великим трудом формируется у таких детей. Забота о животных способствует формированию и развитию трудовых навыков. К тому же, участие в выставках, гонках и других мероприятиях способствует расширению социальных контактов и помогает социальной адаптации.
Однако было бы ошибкой обольщаться этими достижениями с учетом того, что не могут не иметь места отставание психологического возраста этих детей от биологического, незавершенность кризиса переходного периода, продолжающегося и у тех из них, кто уже достиг совершеннолетия, инфантилизм, неготовность думать о своем завтрашнем дне, недостаточное развитие способности к волевым усилиям. Никакой единичный метод, в том числе и метод канистерапии, недостаточен, сколь бы он ни был хорош.
Опыт работы с детьми-сиротами показывает, что необходим комплексный подход в работе с ними. Однако те позитивные результаты, которых уже удалось достичь, могут и должны явиться основой, фундаментом их дальнейшего становления.
Необходимо образование, предполагающее не в последнюю очередь формирование способности к саморазвитию, самоизменению. А это в не меньшей степени, чем формирование способности к физическому труду, требует формирования и развития и воли, и интеллектуального развития.
В 18-ти летнем возрасте, когда воспитанники формально выходят из под опеки, они часто бывают не готовы к самостоятельной жизни. Необходима организация для них наставничества. Оно должно быть направлено на постепенное расширение самостоятельности, сферы ответственности и принятия решений.
==========================================================
Ефимов С.В.
Координатор программ активного отдыха детей и взрослых РОО «Коллекция Приключений» (г. Москва)
Ручко Л. С.
Костромской областной институт развития образования, к.психол.н., доцент.
Практика инклюзивного образования в туристической деятельности: воспитание через преодоление.
«Серега, ты знаешь, у меня выросли ноги!»
Из телефонного разговора участников событий
В современной педагогической науке и практике предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, к реабилитации взрослых с инвалидностью. Широкое распространение получает явление «инклюзивного образования», дающее возможность всем людям без исключения, вне зависимости от каких либо физических, психологических или интеллектуальных особенностей, получать наиболее полноценное образование и активно участвовать в жизни общества с учетом их особенностей и потребностей. Но стоит отметить, что данный вид образования пока еще не получил повсеместного распространения и имеет в большей степени экспериментальный характер. Это вызвано несовершенством законодательной базы по данному вопросу в Российской Федерации, призванной регламентировать инклюзивное образование в образовательных учреждениях различных типов и видов, недостаточной разработанностью научных положений и методических рекомендаций для работы включающего характера.
Широкое поле для экспериментов предоставляет сегодня, наряду с отдельными дошкольными и общеобразовательными учреждениями, и дополнительное образование, предлагающее узкоспециализированные виды деятельности для воспитания и развития личности с особенностями различного рода. В данной статье мы предлагаем познакомится с опытом инклюзивного образования в ходе туристической деятельности, а так же с особенностями сопровождения в преодолении трудностей походной жизни человека с инвалидностью. Мы постараемся раскрыть основное преимущество туризма – естественную ситуацию ограниченности ресурсов, в которой результат может быть достигнут без дополнительных средств, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.
Подчеркивая ошибочность таких представлений об инклюзии, как «достаточность присутствия в обычной среде необычного человека» и «приоритетность бразильского метода», отметим, что основное назначение статьи – дать характеристику особенностям сопровождения туристической деятельности личности с инвалидностью и раскрыть методические аспекты организации деятельности такого рода.
Определим основные характеристики инклюзивного образования, а также возможности туристической деятельности для воспитания и развития личности с особыми образовательными потребностями.
Исследователи инклюзивного образования (А. Байер, К. Гэлловэй, Д.В. Зайцев, И.И. Лошакова, Дж. Пиннел, Т. Шеа, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) выделяют ряд обязательных принципов деятельности . Выделим принципы инклюзии, применимые к туристической практике:
- принцип индивидуального подхода, предполагающий осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей личности, на основе учета её способностей и потребностей);
- принцип создания вариативной развивающей среды, предоставляющей человеку наименьшее количество ограничений и наибольшие возможности для его изменения;
- принцип деятельности, согласно которому изменение в личности происходит не в ходе наглядного усвоения образцов действий, а на основе приобретенного позитивного опыта организации самостоятельной жизнедеятельности и преодоления трудностей;
- принцип активного включения всех участников образовательного процесса, свидетельствующий о равенстве позиций и ребенка и педагога в осуществляемой деятельности;
- принцип самостоятельной активности, сознательности, ответственности человека с особыми образовательными потребностями, обозначающий признание ценности и важности индивидуальных усилий самого человека, направленных на самосовершенствование;
- принцип сотрудничества, раскрывающий необходимость ориентации в процессе воспитания на приоритет личности, организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичного взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях, формирования принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства;
- принцип педагогического сопровождения личности в её развитии, определяющей основные задачи педагога по осуществлению моделирования ситуации развития, обеспечении включения личности в эту ситуацию и оказании необходимой помощи в разрешении участником затруднений на пути к достижению результата.
Реализация указанных нами принципов позволяет достигать высокой эффективности туристической деятельности для отдельного человека (в том числе и для человека с ограниченными возможностями) и предполагает создание свободной, «безбарьерной» среды для его индивидуального развития. Таким образом, в туристическом выходе возможна организация образовательного пространства, учитывающего интересы каждого из участников инклюзивной группы.
Туризм – это не только форма активного отдыха. Возможности туристической деятельности для воспитания и развития личности достаточно широки. Это обусловлено и рядом черт туристских путешествий: доступностью, разнообразием, эмоциональностью, совместностью, близостью человека к природе. С помощью такой формы, как поход, можно решить задачи самых разных направлений воспитания. Выделим направления спортивно-оздоровительного, трудового, социально-психологического, экологического, учебно-познавательного, художественно-эстетического, гражданственно-патриотического, духовно-нравственного воспитания . Отзывы участников походов свидетельствуют о том, что туризм стимулирует процессы познания окружающего мира, характеристик социума и человеческих взаимоотношений. Приносит плоды в области самопознания, самоизменения, самоутверждения. Любой человек в походе может совершить «подвиг» - реализовать задачи маршрута на пределе собственных сил и возможностей. Что особенно важно для человека с ограниченными возможностями – туризм дает возможность доказать самому себе собственную уникальность и состоятельность в экстремальных для него условиях.
В нашем случае мы рассматриваем особую группу людей с ограниченными возможностями – инвалида с физическими отклонениями. Говоря об инвалидности отметим, что это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Что же есть подвиг для такого человека в условиях туристического похода? То, что лежит на поверхности – это преодоление собственных физических ограничений, нахождение возможностей их компенсации в необычных условиях. Но это только вершина айсберга.
Как указывают Н.Ф. Дементьева, И.Ю. Ветрова, Н.Б. Шабалина и другие , среди психологических трудностей инвалидов выделяются одиночество, ограниченность полноценного общения, иждивенческая и эгоцентрическая позиции, низкий уровень самооценки. Причинами формирования таких особенностей личности принято выделять условия жизни инвалидов: сегрегацию, социальную изоляцию, созданную в обществе сферу отчужденности, адресность оказываемой помощи при отсутствии личностного отношения к объекту помощи. Такая характеристика людей с инвалидностью позволяет нам предполагать, что подвиг может проявиться в сфере, связанной не столько с физическими усилиями, сколько с усилиями психологического плана. Для такого человека важно нахождение внутренних причин кажущихся ограничений, значимых мотивов преобразования собственной жизни, инициирование деятельностной позиции, общение с окружающими из позиции «на равных», преодоление неконструктивных эмоциональных проявлений, страхов, формирование уверенности в себе и так далее.
Опыт и работы с детьми на программах туристического характера «Робинзонада» (РОО «Коллекция Приключений», г. Москва) позволил нам увидеть возможности, которые открывает природа для человека. Двухдневное пребывание ребенка на «Острове» превращается в, своего рода, испытание и влечет за собой появление у него необходимости обеспечивать собственную жизнь, определять возможности своего организма, принимать решения и видеть последствия своих действий. Возник вопрос, можно ли похожую ситуацию «Острова», складывающуюся в реальных природных условиях для участника программы «Робинзонада» использовать для разрешения трудностей людей с физической инвалидностью? Действительно ли причина всех имеющихся проблем – это, прежде всего, сам человек, а не его физические ограничения?
Ситуация, которой мы дадим описание в данной статье, стала проверкой предположения о возможностях развития личности инвалида с физическими ограничениями в туристической деятельности. Организатором совместного похода выступил Сергей Ефимов, увлеченный идеей создания программ для людей с ограниченными возможностями. Участником стал мужчина инвалид 32 лет, У.М. – человек имеющий профессию, работу, увлечения. У него имелся опыт кратковременной прогулки по лесу. Туристический опыт отсутствовал. Но имелась физическая подготовка – еженедельные занятия в спортивном зале.
Целью похода для обоих участников стало исследование педагогического потенциала туристической деятельности, оценка необходимых условий деятельности и возможных трудностей, которые испытывают люди с физическими ограничениями и без них в совместном путешествии.
Поход состоялся 28-29 апреля 2009 года, с 6.00 часов утра одного дня до 13.00 часов дня следующего. Маршрут пролегал по Ярославской области в районе деревни Левашово близ озера Чистое. Длительность маршрута составила четырнадцать километров по пересеченной местности от одного населенного пункта до другого. Весеннее время года в средней полосе России характеризуется, как правило, слякотью, вызванной таянием снегов. И в нашем случае апрель так же не стал исключением. Некоторые участки маршрута были труднопроходимыми, болотистыми. Требовалось преодоление реки. Дороги практически отсутствовали.
Опишем основные этапы произошедшего путешествия. Их у нас получилось десять.
Этап первый.
Приглашение. Как уже говорилось, предложение о походе вдвоем поступило от проводника – Сергей Ефимова. Сергей поделился с У.М. своими идеями о создании программ подобного рода для людей с ограниченными возможностями и необходимостью определения возможностей таких программ в реальной практике. Приглашение к совместному путешествию подкреплялось беседами о туризме, рассказом об имеющемся у проводника собственном опыте путешествия в одиночку и в группе, видеофильмом об опыте участников программы «Робинзонада». Как научному деятелю, У.М. была интересна исследовательская миссия предстоящего события, что повлияло на его согласие.
Этап второй.
Создание договоренностей. Когда согласие было получено, следовало оговорить интересы сторон и определить параметры предстоящей ситуации. Следует сказать, что разработка маршрута, определение его сложности, подбор необходимого снаряжения осуществлялись проводником. Все условия похода были заранее оговорены с У.М.. Единственно, ему не обозначались возможные чрезвычайные ситуации на маршруте и имеющиеся условия «страхования» непредвиденных случаев. Безопасность участников была обеспечена мобильной связью и наличием транспорта (легковой машины) с водителем в ближайшем населенном пункте. Но, отметим, что об этом факте участнику было неизвестно.
Главным содержанием похода было заявлено «определение персональных возможностей, силы духа». Основным пунктом договоренностей стало обозначение равенства позиций участников похода. Кроме того, было обозначено, что предусмотреть все заранее невозможно, природа зачастую преподносит различные трудные ситуации, решение которым нужно будет искать на месте.
Этап третий.
Сбор участников. На данном этапе предполагалось подготовиться к путешествию, собрать снаряжение. Список личного снаряжения оговаривался заранее и собирался индивидуально каждым участником, групповое снаряжение собирал проводник группы. Минимальный набор личного снаряжения включает в себя туристический коврик, спальник, сменное нательное белье, нож, документы и необходимые медицинские атрибуты для инвалида. В минимальный набор группового снаряжения входят: нож, спички, котелок, палатка, фонарь, аптека, компас, карта. Брался с собой и продуктовый набор из расчета питания двух взрослых людей в течении двух суток. То, чего не было сделано, но что стоит осуществить проводнику группы – это познакомится с особенностями психологии и физиологии людей с ограниченными возможностями.
Этап четвертый. Сканирование возможностей. К начальной точке похода участники добирались на автобусе. Как только вышли из автобуса, Сергеем для У.М. было предложено вернуться обратно, если он не чувствует необходимости участвовать в предстоящем событии или сомневается в своих силах. Получив отказ на свое предложение, Сергей повел У.М. на первый отрезок пути по полю продолжительностью в 30 минут. Во время пешего движения происходила своеобразная диагностика возможностей инвалида. Задавались вопросы о его самочувствии, об особенностях передвижения и поддержания организма. Так, на основании этой диагностики были изменены привычные для пеших туристов параметры движения, задан новый формат: 30 минут движения, 15 минут остановки с горячим питанием (бульон или горячий чай с бутербродом). Это было необходимо сделать в связи с ограничением возможностей движения и особым устройством кровотока в организме У.М.. В ходе первого отрезка пути участники смогли обозначить и обязательные туристические навыки, необходимые обеспечения себя в лесу: сбор сухих дров, разведение костра, приготовление пищи на костре, постановка палатки.
Этап пятый.
Точка не возврата. Столкновение с первыми трудностями в движении на первом участке пути привело к необходимости еще раз обозначить возможность закончить путешествие и вернуться домой. На первом привале состоялся разговор об интересах участников и имеющихся возможностях. Были еще раз обозначены основные пункты договора: равенство позиций участников, относительная свобода действий. С У.М. проговорены варианты взаимодействия: «показать, объяснить, сделать вместе, но не вместо тебя». Настроенность на помощь и поддержку придали уверенности в силах, принято решение продолжить путь по маршруту. Пятый этап позволил окончательно определить: ответственность за происходящее с У.М. лежит на нем самом, а не на проводнике.
Этап шестой.
Первые уроки. Первые трудности. Продолжительность данного этапа составила порядка восьми-девяти часов пути. Основными задачами данного этапа стали: продвижение по маршруту при сохранении формата и темпа движения, освоение туристических навыков на стоянках, нахождение ресурсов для преодоления трудностей. Такими трудностями стали прохождение особых участков маршрута (грязь, бездорожье, стремнина реки, болотистая местность), эмоциональные срывы, вызванные усталостью организма и желанием занять иждивенческую позицию.
Негативные эмоциональные реакции, ворчание, злость в ответ на неблагоприятные условия путешествия (смешанный лес, слякоть) выражались в вопросах, задаваемых У.М. вслух: «Сколько еще это может продолжаться? Почему все не так, как я себе представлял? Зачем ты меня сюда привел?». Продолжением вопросов «вслух» стала вербализация личных проблем, трудностей в собственной жизни.
Реакция на эти вопросы и вербализацию проблем со стороны проводника была выражена в двух формах: беседе и усложненным вариантом маршрута.
Назначением беседы стала демонстрация фокусировки поиска причин трудностей на внешних объектах: природе, проводнике, времени года и так далее. Сергей предложил искать причины трудностей не в окружающем мире, а в самом себе: «На кого ты злишься? Здесь только ты, я и лес. Лес таков, каков он есть, не стоит на это обижаться. Я тоже иду по этому лесу и мне также трудно, как и тебе. При этом, я еще несу дополнительное снаряжение и еду. Так может быть, дело в тебе самом?»
Усложненный вариант маршрута предполагался изначально. Поход позволяет подстроить условия под действительные возможности путешественника и задать сложную, но посильную для него программу действий. Так было и здесь. Более простой маршрут выводил наших путешественников на открытое пространство к озеру Чистое. Усложненный вариант маршрута приводил в заболоченную местность. Проводник не предупредил У.М. об изменении маршрута и тот столкнулся с неоправданными ожиданиями по поводу появления проселочной дороги и ночлега на живописном озерном берегу. Это привело мужчину в состояние волнения, даже паники. Появился страх заблудиться в лесу. К тому же, заканчивался день, стало темнеть. Понимания невозможности мгновенного изменения ситуации и спокойствие проводника убедило У.М. в том, что необходимо взять себя в руки, сохранить силы и сосредоточиться на движении, на поиске места для ночной стоянки.
Этап седьмой.
Изменение ролей. Если все предыдущие ситуации были запланированы, то возникла еще одна стихийная ситуация, в корне поменявшая взаимоотношения участников похода. Постоянные радиальные выходы проводника в поисках дороги, мест для стоянок, дров для костра закончились тем, что он поскользнулся на поваленном дереве и провалился по пояс в ледяную весеннюю воду. Поскольку привалы делались часто, а на каждом из них туристами разводился костер, то единственный коробок спичек хранился в доступном месте, в кармане брюк. Так, спички тоже промокли. Вернувшись на место постановки ночлега, проводник разобрал сырой коробок и нашел единственную сухую спичку, от которой можно было зажечь огонь. Удручающая ситуация
Холодно. Стал заводиться руководитель, устал. Участник занял позицию «регулятора» отношений. Оптимизм – сейчас все будет. Ситуация – промокли спички. «Ты не переживай – мы сейчас все сделаем. Мы заблудились – все специально. И спички – ты меня разыгрываешь. Зажигает спичку об лист бумаги».
Этап восьмой.
Поток сознания. Были высказаны оценки участника происходящих с ним событий. На основе анализа смыслов, приписываемых участником тем или иным ситуациям, происходит изменение установок, отношений, поведения.
Этап девятый. Завершение маршрута.
Этап десятый. Подведение итогов.
Основные правила организации похода:
1. Ответственность на каждом. Самостоятельное принятие решения даже в случае, когда инициируют поход другие люди.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Сложно но посильно.
Итоги:
Вовлечение в педагогически выстроенную инклюзивную туристическую деятельность позволяет удовлетворить и основные потребности инвалидов с физическими ограничениями: в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; в возможности получать знания; в социально-психологической адаптации.
===================================================================
Шеффер Барбара
Автор и реализатор проекта «Life… through Dogssm», США.
Имеет две золотых и одну серебряную медали на Международных гонках на ездовых собаках и награду от Международной Ассоциации Ездового Спорта за работу с подростками.
Приобщение детей к активной жизни с помощью ездовых собак
Открой себя для жизни
Я занимаюсь разведением и воспитанием ездовых собак на протяжении 22-х лет.
Мы разработали разных возрастных групп проект «Life… through Dogssm», который включает в себя организацию мастер-классов, приключенческих и лидерских программ, презентаций с использованием ездовых собак.
В рамках этого проекта реализуется ряд программ:
• 7-недельная программа, рассчитанная в основном на подростков, цель которой оторвать их от компьютеров, мобильных телефонов и других достижений цивилизации и приобщить их к живой природе. В рамках этой программы участник сам выбирает себе одну тренированную собаку, а вторую необученную ему выбирает организатор. Участник, тренируя необученную собаку, учится и развивается вместе с ней. Тренированная собака служит моделью поведения, показывая конечную цель тренировок. Общаясь собаками, подростки узнают то, что им знать необходимо, у них меняется система ценностей, самосознание. В процессе занятий участниками ведутся дневники, отражающие динамику их мировосприятия.
• 4-хдневная программа «Run Your Own Iditarod.com» («Пройди свой собственный Айдитород») рассчитана на взрослых, подростков и семьи. Первые два дня они знакомятся с собаками и с основами ездового спорта. В течение последующих двух дней они катаются на собачьих упряжках.
• Однодневная лидерская программа для менеджеров.
Работа с собаками учит участников терпению, открытости, доверию, повышает уверенность в себе.
Именно такие проекты появились благодаря тому, что собаки помогли мне самой исцелиться после серьезной травмы головы и по новому выстроить свою жизнь.
================================================================