архив по канистерапии за 2009г

Коррекционное воздействие при участии собак
Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 00:41

Ольга Савина. 21.03.09г

Экологическое образование - относительное новое, но очень популярное и перспективное направление в составе дополнительного образования, а также способ продуктивного и полезного проведения досуга для школьников и семей с детьми. Данное определение диктует ряд требований к организации эколого-образовательных мероприятий. Они должны быть:
А) Интересны для широкого круга потребителей (напр. для семьи с двумя детьми разного возраста)
Б) Познавательны (но не перегружены сложной информацией)
В) Динамичны, т.к. рассчитаны в основном на современную городскую молодежь, привыкшую к высокому темпу смены впечатлений.

Всем этим трем требованиям в северо-европейском регионе почти идеально отвечает давно существующее эколого-спортивное направление - ездовой спорт.
1. Богатая история ездовых собак, дает возможность говорить о развитии взаимодействия человека и животного, животного и экосистемы, человека и ландшафта.
2. Биология ездовых собак и их близость к предковым формам позволяет обсуждать и наблюдать способы приспособления этих животных к обитанию в условиях севера.
3. Многовековой искусственный отбор, направленный в сторону отсутствия агрессии к человеку делает возможным непосредственное близкое общение - людей и ездовых собак.
4. Слаженная и красивая работа упряжки под руководством каюра вносит в происходящее необходимый динамизм.
В условиях нашего эколого-туристического центра в рамках работы семейного клуба работу планируется вести в четырёх направлениях (частично она уже ведётся, частично программы дорабатываются):
- Спортивно-соревновательная составляющая, важная для подростков: бег с собаками, гонки на собаках и упряжках.
- Этнографическая составляющая: сочетанное изучение развития культуры ездовых собак и общей культуры соответствующих народов, сравнительный и общий аспект. Отражение темы ездовых собак и всего, с ними связанного, в искусстве и культуре западного мира.
- Собственно экологическая составляющая - как вписаны в мир "Белого Безмолвия" каюр и его упряжка. Что происходит вокруг них и каким образом они с этим взаимодействуют.
Теория и практика этого уникального гештальта.
- Канис-терапия (частный случай анимал терапии) - возможность непосредственного общения с собаками детей и взрослых с разнообразными проблемами и коррекция их состояния.
Программы разработаны, частично опробованы и блоками продолжают работать в различных игровых, спортивных и обучающих программах.
Сейчас ведётся методическая работа, и к будущему сезону "Школа молодого каюра" объявит набор в первый класс.

=============================================================================================
Елена Галямина:
Мы снова встретили весну все вместе!
Мы пообщались, порадовали деток и поели блинов.

Для детей катание на собаках-настоящий праздник. Это так здорово, дарить радость! Правда после 10 круга понимаешь, что это еще и трудно, тренировка была скорее не для собак, а для владельцев.

Для себя я сделала один важный вывод: после наших многочисленных покатушек мой пес пересмотрел свое отношение к детям. Он больше не отстраняется и не ворчит, когда его гладит ребенок и с удовольствием несется вперед везя за собой радостного малыша (ну и иногда уставшую хозяйку.

К нам подходили не только гуляющие люди с детками, но так же мы катали группу не обычных ребят. Они радостно сидели на ватрушках и потом некоторые даже отваживались погладить попы собачек (у попы зубов нет и сразу не страшно :D ).

Здесь есть еще немного фотографий и представление всех участников покатушек: http://forum.am-lb.ru/index.php?showtopic=685

======================================================================
Конференция в Костромской области
ПРИГЛАШЕНИЕ

ВАЕС, Костромская ФЕС, СПб СФЕС, приглашают все организации, занимающиеся ЕС с детьми, принять участие в научно-практической конференции по работе с детьми различных возрастов и категорий с использованием собак, в т.ч. в ездовом спорте.
На конференции планируется:
- Обмен практическим опытом в различных направлениях работы. Темы сообщений участники выбирают самостоятельно.
- Обсуждение возможностей дальнейшего развития различных видов работы, их взаимного использования для достижения максимальной эффективности.
- Сравнение отечественных методов работы с примерами аналогичной работы в США (опыт американских участников Костромской гонки).
- Организация всемерного распространения наработанного опыта.
Порядок подготовки конференции:
- Подготовка представителями организаций своих докладов (сообщений) на конференции.
- Сбор докладов (сообщений) у организаторов.
- Распространение всех докладов (сообщений) всем участникам конференции.
- Предварительное знакомство с докладами (сообщениями), формулирование взаимных вопросов и предварительное обсуждение по сути сформулированных проблем.
Порядок проведения конференции:
- Встреча участников за круглым столом и обсуждение интересующих их вопросов.
- Выработка общего мнения по наиболее эффективным методам работы с детьми в различных случаях.
- Знакомство с аналогичным зарубежным опытом.
- Выработка возможных обобщенных рекомендаций.
По завершению конференции планируется подготовка материалов к изданию в виде сборника или опубликование материалов в научной печати, с рассылкой всем заинтересованным организациям.
Время проведения - конец февраля м-ца 2009г.
Место проведения - деревни Великово, Коткишево, Нейского р-на, Костромской обл.
Оплаты за участие в конференции не предусматривается ни со стороны участников, ни с принимающей стороны, кроме возможной оплаты за проживание и др. услуги.

Организаторы: Сорокина Ольга, Костромская ФЕС, gordostkoroley@mail.ru
Сурбеев Михаил, СПбСФЕС, serebro-veter@mail.ru
т/ф 8(812)-453-51-08

Внимание участников и гостей гонки в Костроме.
Ранее объявленная конференция по работе с детьми в ездовом спорте, в т.ч. канистерапии, состоится 22 февраля, т.е. за день до начала гонки.
В конференции планируется участие представителей 7-ми организаций и центров по работе с детьми городов Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Иваново, Люберцы , + одного иностранного специалиста и хозяев гонки Коткишево. Кроме того, в заочной форме возможно участие Елены Поцелуевой.
Состав участников, темы сообщений, количество мест для интересующихся будут сообщены дополнительно.
01.02.09г Организаторы конференции.
===============================================

ПРЕСС_РЕЛИЗ прошедшей конференции.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГОНКИ
НА СОБАЧЬИХ УПРЯЖКАХ
«СЕВЕРНАЯ НАДЕЖДА 2009»
22 февраля 2009г. Всероссийская Ассоциация Ездового Спорта совместно с Федерацией Ездового Спорта Костромской области и Санкт-Петербургской Спортивной Федерацией Ездового Спорта проводят международную конференцию с участием российских и американских специалистов в области педагогики и психологии.

Конференция проводится в рамках международной гонки на собачьих упряжках
на базе детского дома Русской Православной Церкви (дер. Коткишево, Нейского района, Костромской области)

Конференция посвящена проблемам развития и использования средств канистерапии в оказании психолого-педагогической помощи детям и подросткам с различными психо-социальными трудностями.

Декларируемые психо-социальные проблемы и пути их преодоления:

Коррекционно–профилактическая работа с различными формами девиантного поведения;
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами;
Реабил итационная работа с наркозависимыми детьми и подростками;
Компенсация особенностей социального развития воспитанников детских домов;
Формирование культуры любви у подростков-сирот средствами канистерапии.
Использование средств ездового спорта для проведения реабилитационной и воспитательной работы с детьми;
Экологическое воспитание детей.

Декларируемые задачи конференции:

Обмен теоретико-практическим опытом;
Совместный поиск магистральных ресурсов канистерапии для работы с детьми и подростками;
Разработка инновационных форм работы в области канистерапии на собачьих упряжках и последующее практическое применение их в работе с детьми;
Сопоставление и анализ отечественного и американского опыта работы в области канистерапии (опыт американских участников Костромской гонки);
Организация всемерного распространения наработанного опыта.

Концептуальное содержание конференции:
«Только благодаря животным
человек возвысился над животным царством,
только благодаря их охране и содействию
мог взойти посев человеческой культуры»
Фейербах Л.А.
Организаторы конференции: Сорокина Ольга, Костромская ФЕС, gordostkoroley@mail.ru;
Сурбеев Михаил, СПбСФЕС, serebro-veter@mail.ru т/ф 8(812)-453-51-08

=============================================================

Информация о работе конференции.
В соответствии с ранее объявленной программой 22.02.09 года, в поселке Коткишево, Нейского района, Костромской области состоялась международная конференция по проблемам развития и использования методов психотерапевтической работы с участием собак (канистерапии) при оказании психолого-педагогической помощи детям и подросткам с различными психо-социальными трудностями.
В конференции принимали участие в очной и заочной форме специалисты, работающие в данной области в различных направлениях:
- в области теоретического обоснования основ и методов канистерапии, разработки программ (Когаловская А.С., Голенищева Н.В.);
- в области работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими тяжелыми расстройствами, а так же по подготовке собак-терапевтов (Любимова Т.Л., Терихов Д.Ю.);
- в области практической работы с детьми – воспитанниками детских домов, трудными подростками и детьми инвалидами (Монахиня Параскева, Поцелуева Е.В., Голенищева Н.В., Алейников С., Барбара Шефер – США);
- в области экологического воспитания детей с использованием ездовых собак (Савина О.И.)
- в области работы с детьми и подростками, находящихся в спецприёмниках-распределителях (Сорокина О.Ю., монахиня Параскева)

В настоящее время идет подготовка и сбор дополнительных материалов от участников конференции.
Готовится DVD-диск с записью работы конференции.
Планируется подготовка к выпуску сборника с материалами конференции.

Ведущий конференции Михаил Сурбеев.
Последний раз редактировалось Михаил С 04 дек 2012, 02:13, всего редактировалось 3 раза.

Невский Ангел - снаряжение для ездового спорта: шлейки и другое...Шлейки.рф - интернет-магазин снаряжения Федерация поддерживает проекты «МAMONT» FOUNDATION,  связанные с приключениями и 
путешествиями.
Реклама отображается только для незарегистрированных, зарегистрироваться... Разместить рекламу alex@seoprofit.ru

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:23

Начинаем публикацию материалов первой международной конференции по проблемам развития и использования методов психотерапевтической работы с участием собак (канистерапии) при оказании психолого-педагогической помощи детям и подросткам с различными психо-социальными трудностями.

Материалы будут публиковаться на сайтах организаторов конференции: на нашем и http://hope.kotkishevo.ru


Публикуемые материалы защищены Законом РФ об авторских и смежных правах и никакая их часть не может быть использована без ссылки на источник и авторов сообщений.

Материалы будут публиковаться по мере их подготовки авторами к публикации.

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:23

Состав участников конференции:
1. Монахиня Параскева – заводчик питомника ездовых собак «Северная Надежда» при приходе святителя Николая села Коткишево; преподаватель Воскресной школы и организатор психосоциальной реабилитации детей-воспитанников с участием ездовых собак. (Костромская обл.)
2. Терихов Дмитрий Юрьевич – инструктор высшей квалификационной категории по работе со служебными собаками. (г.Москва)
3. Когаловская Анна Сергеевна – доцент, кандидат психологических наук. (г.Иваново)
4. Барбара Шэфер – заводчик питомника сибирских хаски «Kualobo”, волонтер 10 Айдитородов. (США)
5. Любимова Татьяна Львовна – группа канистерапии «Солнечный пёс» с многолетним опытом. (г.Москва)
6.(заочно) Голенищева Надежда Викторовна - специальный психолог и социальный педагог; аспирант «Института специальной психологии и педагогики им. Р. Валленберга»; автор 3-х развивающих программ. (г.Санкт-Петербург)
7.(заочно) Поцелуева Елена Васильевна – гид-консультант турфирмы «Скифы. Тур»; руководитель клуба экстремального туризма, в т.ч. детского, использованием ездовых собак; автор книги «Ездовые Собаки» и ряда статей. (г.Москва)
8. Савина Ольга Игоревна – преподаватель Дворца Творчества Юных экологобиологического центра; руководитель Семейного клуба «Северный лес»; автор нескольких специальных программ. (г.Санкт-Петербург)
9.(заочно) Алейников Сергей Иванович – руководитель Спортивного Клуба Юных Собаководов «Миллион друзей» при детском доме «Хороший Друг» города Люберцы. (Московская обл.)
10. Сорокина Ольга Юрьевна – Президент Костромской Федерации Ездового Спорта; организатор психологической помощи при участии ездовых собак детям, находящимся в спецприёмнике-распределителе.(г.Кострома)
11. Сурбеев Михаил Петрович – практический психолог по возрастной и профориентационной психологии; Президент Санкт-Петербургской Спортивной Федерации Ездового Спорта;
организатор социальной детской программы СПб СФЕС.
12. Громов Вадим Кириллович – Президент Всероссийской Ассоциации Ездового Спорта.

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:24

Вступительное слово одного из организаторов конференции
Сурбеева Михаила Петровича:

- «Благодарю хозяев гонки за гостеприимство, за создание возможности проведения международной конференции.
Тема конференции сегодня не находит адекватного понимания в обществе, в т.ч. в ездовом сообществе.
Отсутствие информации о канистерапии, с одной стороны, вызывает полное неприятие как эффективного метода психо-социальной помощи детям и подросткам, а с другой стороны позволяет дилетантам безответственный упрощенный подход к канистерапии, дескать, мы все сами себе психологи и каждая собака – доктор.
Но если отвлечься от этих крайностей, громких терминов и их нюансов, то мы увидим острые общественные проблемы, обсуждение которых на нашей конференции может сыграть существенную роль в их решении.
Проблемы реабилитации подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, проблемы адаптации детей-сирот и детей с тяжелыми психическими отклонениями или задержкой в развитии - являются острыми для общества. И цель нашей конференции обратить внимание общества на роль собак и людей, работающих с собаками, как на проводников-медиаторов между миром взрослых и миром детей и подростков, не имеющих возможности развиваться нормально.
Основные задачи нашей встречи сформированы в пресс-релизе конференции. По окончании нашей работы предлагается сформировать рабочую группу из ученых и практиков по созданию скоординированной, научно обоснованной и подкрепленной усилиями профессионалов-практиков, программы на базе уже существующих наработок и опыта наших и американских коллег.
Организаторы постараются придать этой программе возможно больший государственный статус, как программы общественно значимой, носящей инновационный характер. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
С благодарностью будут приняты рекомендации и реальная помощь в составлении и реализации этой программы.
Но главное и основное: реализация готовой программы, даже обеспеченной финансированием, не возможна, если она не станет одной из основных целей всего ездового сообщества, кинологических клубов, федераций и в частности отдельных собаководов. Тут потребуется не только самоотверженная работа организаторов таких, как матушка Параскева, Елена Поцелуева, Татьяна Любимова, Ольга Савина и других, но и просто владельцу собаки приехать в детский дом или спецприёмник-распределитель со своим питомцем в сопровождении педагога или психолога. А это уже гражданский поступок, показатель зрелости человека.
Важной частью нашей программы должно стать обучение азам и инструкторов-кинологов, занимающихся дрессурой, заводчиков и владельцев собак, с целью не только оказания помощи, но и, что не менее важно, не нанесения вреда.
Теперь, после таких глобальных задач, давайте послушаем какие конкретные задачи и как именно решают специалисты, работающие в этой области. Постараемся понять их и сделать для себя выводы.
Хорошей работы.

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:26

Когаловская А.С.
Материалы к обсуждению разработаны коллективно при участии Любимовой Татьяны и матушки Параскевы.

ВОЗМОЖНОСТИ АНИМАЛОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Психотерапия с использованием животных и, в частности, собак, несет в себе немало возможностей, которые, только еще предстоит в полной мере раскрыть усилиями разных специалистов.
Наблюдение за тем, как ребенок / подросток строит взаимоотношения с животным, помогает лучше понять его трудности в социальной адаптации.
Чтобы оказать ему реальную психологическую помощь, необходимо, прежде всего составить достаточно ясное представление о сути его затруднений, о том, в чем он успешен, а в чем - его поведение неэффективно или даже неадаптивно. Но часто психолог не имеет никакой другой информации об этом, кроме рассказов его самого или его родителей, порою предвзято и односторонне воспринимающих ситуацию.
Свои привычные модели поведения, модели построения взаимоотношений с другими люди, и взрослые, и дети, склонны переносить и на отношения с животными. В этих взаимоотношениях зримо проявляются , присущие им взгляды, установки, отношения. Поэтому лучше понять природу трудностей ребенка может помочь наблюдение за его взаимоотношениями с животными. К тому же такие взаимоотношения несут оздоровляющее влияние на самого ребенка.
Любые взаимоотношения предполагают развитие умений получать информацию и выражать свои мысли, чувства, состояния вербально и невербально. Насколько понятны животному сообщения, передаваемые ребенком? Заботится ли он о том, чтобы быть понятым и услышанным животным? Внимателен ли он к сигналам, которые исходят от животного? Как он на них реагирует? Все это мы можем изучать наблюдая за процессом общения ребенка и животного.
Собаки обращаются к нам не только с помощью голоса. Важно внимание к их сигналам. На первых порах взрослый может быть их переводчиком, посредником в отношениях между ребенком и собакой.
В любых взаимоотношениях можно выделить несколько фаз: фазу, предваряющую контакт, фазу установления контакта, фазу развития отношений и т.д. Первая из этих фаз включает в себя установки, ожидания, связанные с предстоящими взаимоотношениями, характер ее протекания заметно влияет на характер устанавливающихся взаимоотношения. Более того, от того, как она протекает зависит то, складываются ли вообще эти взаимоотношения. Эти установки, ожидания, эмоции проявляются и в мимике ребенка, и в жестах, и в поведении. Важно внимание взрослого к этим проявлениям, обсуждение с ребенком того, как реагирует на него животное и почему именно так.
Не меньшего внимания и обсуждения заслуживает процесс вступления ребенка в контакт с животным
Психолог может привлечь внимание ребенка к важным моментам общения, к которым сам ребенок не придает значения. Например, обратить внимание на то, что ребенок подходит к животному слишком быстро, не давая ему времени привыкнуть, настроиться на общение. Такая поспешность нередко бывает у активных и эмоционально неразвитых детей. Бесцеремонность, эмоциональную глухоту ребенка можно преодолевать описывая ему реакцию животного на его поведение, тем самым развивая у ребенка внимание не только к поведению животного, к его потребностям, а посредством этого и внимания к к людям, способности к сопереживанию.
Робкому ребенку особенно важно помочь освоиться в ситуации, понять состояние животного, его настрой: «Посмотри: ей тоже немного боязно подходить к незнакомому человеку!» или «Собака доброжелательно настроена по отношению к тебе: ты ей нравишься. Видишь, она виляет хвостом, смотрит на тебя выжидающе, просит, чтобы ты ее погладил». Таким детям присущи страхи, о которых важно с ним говорить и посредством этого преодолевать («страх боится света»). Тревога порождается недостатком информации, ограниченным, часто негативным опытом взаимоотношений. Ее преодоление требует расширения опыта взаимоотношений, его обогащения позитивным опытом.
Важно отслеживать изменения во взаимоотношениях ребенка с животным и связывать их с изменением его позиции и поведения. Посредством развития взаимоотношений с животным ребенок учится не только заботиться об удовлетворении собственных интересов и потребностей, но и учитывать интересы и потребности собеседника (будь то собака или человек), проявлять заботу о нем.
Детям, особенно тем, у кого наблюдаются разного рода девиации, бывает трудно объяснить необходимость режима, упорядоченности жизни. Рассказывая о том, как ухаживать за собакой, легче донести до подростка важность режима, как для человека, так и для животного. Уход за собаками - это дополнительное средство упорядочивания жизни ребенка, формирование ответственности не только за себя, но и за зависимое от него существо.
Общение с животными позволяет моделировать желательные формы поведения в безопасной обстановке.
Чтобы быть по-настоящему близкими с другим, необходимо по-настоящему слушать другого: отбросить стереотипы и ожидания, связанные с другим, и позволить сформировать себя ответом другого, писал М.Бубер. Любые отношения могут быть монологичны (когда другой лишь номинально присутствует, но не представляет для нас особой значимости, когда мы по сути общаемся сами с собой, превращая других лишь в инструмент исполонения наших желаний). Но отношения становятся диалогичными, когда "каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собою и ими. Это относится и к взаимоотношениям с животными.

Материалы к обсуждению

Перспективные направления в развитии канис-терапии
• Занятия с детьми с ограниченными возможностями;
• Занятия с детьми с девиантным поведением;
• Занятия с несовершеннолетними правонарушителями;
• Занятия с социально дезадаптированными детьми;
• Детское направление в развитии ездового спорта;
• Занятия с детьми и подростками, злоупотребляющими ПАВ;
• Занятия с детьми сиротами.

Содержателоьное наполнение:
1. экологическое просвещение
2. этнографическое
3. ролевые игры
4. праздники, культурно-массовые мероприятия
5. туризм,
6. ездовой спорт

Цели:
Содействие социализации, медицинской, психологической и социальной реабилитации детей и подростков с различными видами дезадаптации (нарушений – физическими, психическими, социальными и др.) с помощью методов канис-терапии.


Критерии отбора специалистов

2. компетентность в сфере техники безопасности при работе с собаками
3. умение обращаться с собаками и понимать их;
4. специальная подготовка для работы с клиентами, имеющими специфические нарушения, знание особенностей отклонений / заболеваний и возможностей клиентов;
5. умение организовать процесс занятий с учетом специфики и особенностей детей;
6. владение общими психолого-педагогическими умениями и навыками, необходимыми для работы с клиентам;
7. осознание рисков, связанных с особенностями заболевания и с использованием собак.
8. мировоззренческая позиция специалиста, система ценностей, отношений.
архив по канистерапии за 2009г - 7.jpg
архив по канистерапии за 2009г - 7.jpg (27.96 КБ) 7623 просмотра

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:30

Савина О.И.

ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Важность экологического образования и воспитания невозможно переоценить – во все времена, и в наши – в особенности. Ведь, как сказал о. Иоанн Крестьянкин, все мы – звери, птицы, растения, люди – на нашей Земле, на нашем общем ковчеге, несёмся сквозь время и пространство – в Вечность. И то, какими мы прибудем на грань бытия, то, какими мы будем за этой гранью, напрямую зависит от порядка здесь, на нашем ковчеге, в нашем общем доме. Возможно, мы и появились здесь для того, чтобы установить Порядок в Доме. Значит, нужно продумать и реализовать способы, которые позволят это сделать и дадут возможность вырастить понимающее значимость порядка на нашей Земле подрастающее поколение. Именно этим и занимается экологическое воспитание и экологическое образование - и в основном, и в дополнительном образовании. Основные характеристики экологического образования в системе дополнительного образования, к которой относится наш Эколого-туристический центр, укладываются в три пункта:
А) Интересны для широкого круга потребителей (напр. для семьи с двумя детьми разного возраста, для молодёжи, для взрослых,
Б) Познавательны (но не перегружены сложной информацией)
В) Динамичны, т.к. рассчитаны в основном на современную городскую молодежь, привыкшую к высокому темпу смены впечатлений.

В этом ключе работает несколько программ, соответствующих разным возрастным группам, временам года, праздникам, требованиям к содержательной наполненности или к физической активности. Например, к программам февраля-марта относятся:
- детская программа «Терем-теремок» (экологическая ролевая игра-сказка для самых маленьких (от года до семи) /с вариациями для детей среднего возраста – с расширенной экологической составляющей и для интеллектуалов – с расширенным этнографическим аспектом/
- экскурсия «Царство животных Токсовского Лесопарка»
- праздничная экскурсия-викторина для именинников «Поиски торта в Царстве зверей»
- страна скоморохов и сказителей «Лукоморье»
- зимняя экотропа «Тайны зимнего леса» (с вариацией для маленьких «Зимовьё зверей», варианты натуралистических практикумов – «Школа следопыта», «Жизнь на снегу и под снегом»)
- сказочная зимняя тропа с экологическими и этнографическими элементами «Сказки снежного леса»
- ко дню св. Валентина – «Ноев Ковчег»
- Школа молодого каюра
- школа ремёсел «Шатёр кочевника»
- Масленица

Все программы включают три этапа: образовательный, спортивный и праздничный (душевно-эмоционального плана). В зависимости от конкретных целей и задач любой из этапов становится доминирующим.

В этом плане ездовые собаки объединяют в себе несколько возможностей реализации эколого-воспитательной деятельности:
- ездовые собаки - домашние животные, но максимально приближенные к дикой природе;
- они похожи на волкоподобных предков;
- они включены в комплекс "Белого Безмолвия" - в прекрасную, притягательную, суровую, воспетую многими полярную природу;
- при этом доброжелательны и доверчивы к людям;
- предоставляют возможность проводить спортивные тренировки и туристические мероприятия разного объёма и направления;
- предоставляют широкие возможности для социализации детей и подростков благодаря открытости миру - от контактов с федерацией ездового спорта до семейного клуба.

В рамках работы Школы молодого каюра все аспекты экологической образовательной деятельности представлены ярко и выпукло, т.к.:
- богатая история ездовых собак дает возможность говорить о развитии взаимодействия человека и животного, животного и экосистемы, человека и ландшафта;
- биология ездовых собак и их близость к предковым формам позволяет обсуждать и наблюдать способы приспособления этих животных к обитанию в условиях севера;
- многовековой искусственный отбор, направленный в сторону отсутствия агрессии к человеку делает возможным непосредственное близкое общение - людей и ездовых собак;
- слаженная и красивая работа упряжки под руководством каюра вносит в происходящее необходимый динамизм.

В конкретном приложении к условиям нашего центра работа выглядит следующим образом:
На отгороженном лентой месте катают упряжки (никто, кроме каюров, собак и непосредственно катающихся там не присутствует). Рядом - еще один отгороженный сектор, над которым висит плакат с рисунком упряжки и дружелюбной короткой надписью «Школа молодого каюра». Внутри сидят собаки для глажения, общения и демонстрации – (собаки в этом секторе меняются – те, которые устали бегать, те, которые пообщительней, постарше и поумнее или, наоборот, еще не рабочие щенки.) К собакам прилагается человек-организатор. Он приглашает людей внутрь и в течении 5-10 минут рассказывает им истории дружбы человека и собаки («Несколько лет назад на неолитической стоянке в Брянской области нашли останки собак, которые жили с нашими предками 17 тысяч лет назад. Ученые восстановили их внешний вид. Вот так они выглядели (показывает картинку). А теперь посмотрите вот на этого пса… Все поняли? Эта порода называется маламут. А вот та – сибирский хаски. Эти породы использовались там-то и так-то… А вот посмотрите, какие у него уши, лапы… еще несколько интересных фактов… Ненцы, эскимосы, якуты делают то-то… Сказки, легенды, мифы. Мультфильм про волка-полукровку Балто и собачью упряжку - помните, когда они лекарство детям везли? Так это правда было, в Америке этой упряжке памятник стоит (показывает фотографию памятника). Конкретно этих псов зовут Верный и Добрый. Им столько-то лет, они работают в упряжке уже вот столько… Вон там по кругу бегает мама Доброго, и сестры Верного. Их можно погладить. С ними можно сфотографироваться. Но чтобы по-настоящему почувствовать, что такое контакт с ездовой собакой, на них, конечно, нужно проехаться, а еще лучше пробежаться, самому провести упряжку. Проехаться можно прямо сейчас. На выходе начинающий каюр получает зеленый членский билет. Это первая ступень. В следующий приезд - поездка плюс каюр рассказывает, как запрягают, как что называется, как этим пользоваться. Получает желтую бумажку. Приезжает еще раз, предъявляет бумажку – бежит с собаками и чувствует, что это такое (каюр страхует), получает удостоверение «молодого каюра», членство в нашем семейном клубе и красную карточку (существенная скидка на катания и прочие «собачьи радости» в дальнейшем). Ещё есть семейный клуб, где проходит цикл занятий. Программа рассчитана на семью в целом. Если семья не готова завести дома собаку, или ребенок любит всех животных сразу, или если он, наоборот, любит только компьютер, а все остальное в упор не видит, это – клиенты нашего клуба. Практикуются и индивидуальные занятия с детьми с особыми возможностями. Ездовые собаки лишены агрессии к человеку, при этом их терапевтический опыт – 17 тысяч лет.
Для начала - в спокойной обстановке - фотографирование ребенка, как он сидит в нарта Далее занятия могут проходить поэтапно в разные дни, а могут, наподобие популярной методы «игры по станциям», поместиться в один визит. Этапы-станции расположены следующим образом:
1. - место для беседы инструктора с неофитом «Школы молодого каюра» рядом с трассой, на которой происходит катание;
2. - место для фотографирования;
3. - трасса – лесная, или на Масленичном поле, или у Шатра кочевника – в зависимости от обстановки;
4. - беседа о происхождении собак, их родстве с волками, о разных породах и т.д. Составление индивидуального плана работы, выдача карточек.

Обязательный элемент, завершающий работу в школе молодого каюра – прощание не только с инструктором, но и с собаками. Собаки - экстраверты, они любят работать. Клиенты могут приезжать раз за разом: покатать ребенка и посмотреть, что и кто сегодня представлен. Могут в следующий раз привезти своего пса, рассказать что-то, показать, в клуб вступить.

Таким образом, получается структурированная и представляющая все уровни реализации экологической образовательной программы система.
По мере надобности в неё могут включаться разные элементы:
- игровые (ролевая игра по фильму «Снежные псы», по мультику о Болто, Сказочник со своим верным псом ведущий игру-сказку «Терем-теремок» и т.д.),
- праздничные (выезжающий на собачьей упряжке Дед Мороз), - ------
- образовательные (Старый Турист – проводник с собакой, ведущий по экотропе) и т.д.
В силу возможности близкого контакта с собакой результативность такого рода программ значительно возрастает.

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:32

Савина О.И.
тезисы
ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Экологическое образование - относительное новое, но очень популярное и перспективное направление в составе дополнительного образования, а также способ продуктивного и полезного проведения досуга для школьников и семей с детьми. Данное определение диктует ряд требований к организации эколого-образовательных мероприятий. Они должны быть:
А) Интересны для широкого круга потребителей (напр. для семьи с двумя детьми разного возраста) для широкого круга потребителей (напр. соответствовать разному темпу проведения досуга для молодежи и семей с детьми).
Б) Познавательны (но не перегружены сложной информацией).
В) Динамичны, т.к. рассчитаны в основном на современную городскую молодежь, привыкшую к высокому темпу смены впечатлений.

Всем этим трем требованиям в северо-европейском регионе почти идеально отвечает давно существующее эколого-спортивное направление: ездовой спорт:
- Богатая история ездовых собак дает возможность говорить о развитии взаимодействия человека и животного, животного и экосистемы, человека и ландшафта.
- Биология ездовых собак и их близость к предковым формам позволяет обсуждать и наблюдать способы приспособления этих животных к обитанию в условиях севера.
- Многовековой искусственный отбор, направленный в сторону отсутствия агрессии к человеку делает возможным непосредственное близкое общение - людей и ездовых собак.
- Слаженная и красивая работа упряжки под руководством каюра вносит в происходящее необходимый динамизм.

Экологическое воспитание - это, в первую очередь, воспитание базового уважения к жизни во всех её проявлениях. Его цель - при знакомстве с любым живым созданием, от самого прекрасного до непонятного и неказистого, вызвать уважительное отношение к нему, восхищение его уникальными качествами, создать основание для дружеских, личностных отношений. Это в свою очередь должно вызвать желание узнать его поближе, не только восхититься его гармонией, но и исследовать её, чтобы взаимодействие стало более глубоким, адекватным и корректным. Объектом для методов экологической воспитательной работы может быть и целая экосистема, и отдельно взятое живое существо.

Для этого нужно:
1 - Изучить привлёкшую внимание сущность - от "в основном", "крупными мазками", схватив главное - до скрупулёзного академического исследования. Изучать можно и методами искусства - нарисовав, слепив, описав в стихах и в прозе или оценив, как это делали другие. Глубину проникновения в предмет диктует конкретная ситуация.
2 - Понять связи живого, заинтересовавшего нас, с окружающим миром и с наблюдателем.
3)Быть корректным по отношению как к живому существу, так и к биотопу, принимать близко к сердцу его проблемы и переживать их как личные, перешагнуть, перерасти отчуждённость и отстранённость.
4 - Вместе с тем, адекватно относиться к "инаковости" того живого создания, с которым пытаемся вступить в контакт. Это не тот случай, когда стоит мерить его по себе. Правило "поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" действует далеко не всегда это не мир людей. "Другой" может оказаться слишком "другим", чтобы экстраполировать на него свои качества. Выяснение действия законов, по которым живёт то живое, с которым хотим познакомиться поближе одна из важнейших сторон взаимодействия с ним.

В этом отношении развитие идеи экологического воспитания может идти двумя путями:
- изучение природы (экскурсии по разным биотопам, походы по экотропе, практикумы, экспедиции, путешествия разной зоологической и экологической направленности)
- общение с животными, домашними и дикими.


Дикие: близость их к Природе налицо, но:
- содержание в неволе - стресс для животного,
- вольная или невольная жестокость для человека - необходимость сложных и трудоёмких мероприятий по приручению и дрессировке.

Домашние: часто доведены человеком до того уровня одомашненности, что общение с животным - фактически зацикливание человека на самом себе, напр. многие выведенные ныне породы собак, кошек, кроликов, грызунов, птиц - сублимация определённых человеческих качеств.

В этом плане, ездовые собаки объединяют в себе несколько возможностей реализации эколого-воспитательной деятельности:
1.- Ездовые собаки - домашние животные, но максимально приближенные к дикой природе;
2.- они похожи на волкоподобных предков;
3.- они включены в комплекс "Белого Безмолвия" - в прекрасную, притягательную, суровую, воспетую многими полярную природу;
4.- при этом доброжелательны и доверчивы к людям;
5.- предоставляют возможность проводить спортивные тренировки и туристические мероприятия разного объёма и направления;
6.- предоставляют широкие возможности для социализации детей и подростков благодаря открытости миру - от контактов с федерацией ездового спорта до семейного клуба.

Нагрузка на психику и здоровье человека в условиях большого города требует новых средств и методов реабилитации взрослых и воспитания детей. И для детей дошкольного возраста, и для школьников могут работать системы дополнительного образования, которые заполнят нехватку в многоплановом взаимодействии с природой - от её познания до физической активности.
Такие системы должны иметь в своём распоряжении хорошо обследованные и изученные лесные массивы (или иные природные ландшафты), по которым проложены маршруты самой разной направленности - от трасс для тренировок по бегу до экотроп, необходимые служебные помещения, мини-зоопарк и мини-ферму, где можно познакомиться с домашними и дикими. В качестве связующего звена между человеком, природой, дикими и домашними - ездовые собаки.

В условиях нашего эколого-туристического центра можно практически развивать несколько направлений:
- Спортивно-соревновательная составляющая, важная для подростков: бег с собаками, гонки на собаках и упряжках.
- Этнографическая составляющая: сочетанное изучение развития культуры ездовых собак и общей культуры соответствующих народов, сравнительный и общий аспект. Отражение темы ездовых собак и всего, с ними связанного, в искусстве и культуре западного мира.
- Собственно экологическая составляющая - как вписаны в мир "Белого Безмолвия" каюр и его упряжка. Что происходит вокруг них и каким образом они с этим взаимодействуют.
Теория и практика этого уникального гештальта.
- Канис-терапия (частный случай анималтерапии) - возможность непосредственного общения с собаками детей и взрослых с разнообразными проблемами и коррекция их состояния.

Система экологического образования объединяет преподавателей-биологов - экологов и зоологов, тренеров и организаторов спортивных, экологических, туристических, праздничных, а также этнографических и исторических программ, ролевых игр, приключенческого туризма; персонал по уходу за животными, психологов и психотерапевтов для проведения занятий анималтерапией. Работает в контакте с опытными каюрами.
архив по канистерапии за 2009г - 8.jpg
архив по канистерапии за 2009г - 8.jpg (33.76 КБ) 7623 просмотра

архив по канистерапии за 2009г - 9.jpg
архив по канистерапии за 2009г - 9.jpg (27.73 КБ) 7623 просмотра

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:34

Доклад Барбары Шэфер записан со слов переводчика Анны Одинцовой.

Барбара Шэфер, считает, что:
- собака отражение того, как мы проживаем свою жизнь;
- через собак дети учатся понимать, что такое жизнь, смерть, участие, доверие;
- учатся понимать проблемы;
- учатся ответственности, четко формулировать свои цели;
- учатся жить спокойно, с самодостаточной энергией.
Каждое утро Барбара думает, чему её саму научат сегодня собаки?
К работе с подростками Барбара готовилась 10 лет.
Среди примеров индивидуальной работы говорилось о девочке, имевшей очень много злости, но ей было сказано, что приходя в питомник и встречаясь с собаками, злость нужно оставлять за оградой. Однажды, после крупной ссоры дома, девочка не знала, сможет ли она приехать ухаживать за собаками и быть не злой с ними, но все-таки приехала и собаки так радостно её встречали, что мама, которая видела эту встречу, разделила общую радость. Они вместе долго гуляли с собаками. Девочка могла спокойно обсуждать больные вопросы, возникло взаимопонимание и, в результате, семья помирилась.
Девочка усвоила урок с собаками и в дальнейшем, она могла контролировать свои эмоции и вдали от них.
Среди других конкретных примеров говорилось о результативной помощи детям, страдающим дизлексией («не говорящие»). Длительная работа Барбары помогла им успешно определить свой жизненный путь.
Кроме того, работа детей и подростков в питомнике приносит и практическую пользу, они чистят вольеры и кормят собак.
Программа Барбары носит неофициальный характер.
Но её опыт работы обсуждался Международной Ассоциацией Ездового Спорта, был одобрен и рекомендован для доклада на нашей конференции.
На конференции был показан фильм, снятый одним из подростков. В нем молодой человек с благодарностью к собакам и самой Барбаре, рассказывал, чему конкретно научили его работа в питомнике, ездовой спорт и совместные интересные поездки, что это теперь помогает ему в самостоятельной жизни.

Свой доклад Барбара завершила под аплодисменты присутствующих в зале.
Доклад Барбары Шэфер записан со слов переводчика Анны Одинцовой.

Барбара Шэфер, считает, что:
- собака отражение того, как мы проживаем свою жизнь;
- через собак дети учатся понимать, что такое жизнь, смерть, участие, доверие;
- учатся понимать проблемы;
- учатся ответственности, четко формулировать свои цели;
- учатся жить спокойно, с самодостаточной энергией.
Каждое утро Барбара думает, чему её саму научат сегодня собаки?
К работе с подростками Барбара готовилась 10 лет.
Среди примеров индивидуальной работы говорилось о девочке, имевшей очень много злости, но ей было сказано, что приходя в питомник и встречаясь с собаками, злость нужно оставлять за оградой. Однажды, после крупной ссоры дома, девочка не знала, сможет ли она приехать ухаживать за собаками и быть не злой с ними, но все-таки приехала и собаки так радостно её встречали, что мама, которая видела эту встречу, разделила общую радость. Они вместе долго гуляли с собаками. Девочка могла спокойно обсуждать больные вопросы, возникло взаимопонимание и, в результате, семья помирилась.
Девочка усвоила урок с собаками и в дальнейшем, она могла контролировать свои эмоции и вдали от них.
Среди других конкретных примеров говорилось о результативной помощи детям, страдающим дизлексией («не говорящие»). Длительная работа Барбары помогла им успешно определить свой жизненный путь.
Кроме того, работа детей и подростков в питомнике приносит и практическую пользу, они чистят вольеры и кормят собак.
Программа Барбары носит неофициальный характер.
Но её опыт работы обсуждался Международной Ассоциацией Ездового Спорта, был одобрен и рекомендован для доклада на нашей конференции.
На конференции был показан фильм, снятый одним из подростков. В нем молодой человек с благодарностью к собакам и самой Барбаре, рассказывал, чему конкретно научили его работа в питомнике, ездовой спорт и совместные интересные поездки, что это теперь помогает ему в самостоятельной жизни.

Свой доклад Барбара завершила под аплодисменты присутствующих в зале.
архив по канистерапии за 2009г - Барбара Шэфер увлеченно рассказывает.jpg
архив по канистерапии за 2009г - Барбара Шэфер увлеченно рассказывает.jpg (39.87 КБ) 7623 просмотра

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:38

Поцелуева Е.В.

Работа с Центром для детей с ограниченными возможностями Роналда Маконалда.
С центром я познакомилась практически в год его создания. Мне крайне импонирует и коллектив этого учебно-спортивного заведения, через бесплатные занятия которого проходят тысячи детей и та непривычная для России идея, которую они ставят во главу своей работы. «Инвалиды такие же люди как все мы, равные нам – говорят они». То есть не слабое низшее существо, достойное разве что сострадания и опеки, а полноценная личность. Может на наш взгляд это и жестковато, но посудите сами – именно такая постановка вопроса дает инвалиду силу и право на развитие, становление и полноценную жизнь в качестве члена общества, а не юродивого калеки. И если первоначально я привозила в Центр собак для того что бы порадовать детишек, многие из которых живут в интернатах и не видят элементарной окружающей жизни, то в дальнейшем я поставила перед собой задачу привозить не только собак, но и детишек из своей «Полярной Звезды» для того что бы они (как малая но часть общества) научились тому, что человечность это в первую очередь умение видеть в других ЧЕЛОВЕКА.
Занятия показали, что проблема сформулирована верно, а задача практически непосильна. С ребятами Центра не было никаких проблем. Они отлично ладили с собаками, общение явно приносило им не просто удовольствие, но и пользу. Этим детям, которые и сами частенько не хватает ухода и внимания в учреждениях опеки, обязательно надо учится не только принимать помощь, но и самим проявлять заботу. Ездовая собака является идеальной моделью для проявления такой заботы. Она доброжелательна, контактна может не только посмотреть в глаза и лизнуть в ответ на ласку, но и покатать. Так – на построении взаимозаботы и рождалась дружба детей с ограниченными возможностями и ездовых собак. А вот «обыкновенные» мои детишки долго не поддавались «коллективизации». Возможно, с одной стороны элементарно ревновали родных собак, отдававших другим свое внимание. С другой стороны у моих ребят периодически вспыхивал огонек достаточно жестокого превосходства над физически неполноценными сверстниками. Мои ребята и сами были из не самого лучшего района Москвы, их неполных, многодетных и неблагополучных семей. И первоначально наличие у других все их «социально набора» в еще более гипертрофированном объеме вызывало у них чувство злорадной гордости собой. Но со временем доходило до них, что то с чем и где пришел ты на этот свет может быть гораздо менее важным того ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ САМ. Пришли кое какие победы в соревнованиях, победы над собой в регулярных тренировках и ребята лучше стали понимать сверстников, которым тоже дается с еще большим трудом. Возникло уважение и понимание у одних и пропала настороженность «интернатовцев» у других. И пусть Вам не кажется что речь идет о каких то многолетних ежедневных совместных свершениях со стороны детей. На каждом мероприятии мы сталкивались с новой группой детей из Центра. И в последние годы нашей дружбы контакт между ребятами возникал с минутной скоростью, опережая все темпы обычного подросткового знакомства.
Именно это я считаю самым главным в своей работе с Центром. Побывав за границей можно только удивляться удобству жизни там людей с ограниченными возможностями и обилию их на улице. В этом плане Россия внешне производит впечатление благополучного государства – ведь у нас такие люди заперты в четырех стенах квартир и интернатов. Заперты бытовой неустроенностью и, главное, психологической неготовностью общества принять таких людей. В построении равноправных отношений с людьми с ограниченными возможностями я и вижу главную задачу.


Программа для слепых и слабовидящих детей
Была опробована при участии одного из московских фондов. Фотоматериал есть у журналиста Друга Дмитрия Патрушева.
Программа служит для общего развития детей, повышения их интереса к познанию внешнего мира. Именно отсутствие связи между принимаемой на слух учебной информацией, служит обычно у таких детей стимулом к отказу от обучения. Программа не просто знакомит их с ездовыми собаками, но показывает возможность постижения внешнего мира без зрительной информации. Программа делится на две части.
1. Знакомство детей с климатическими зонами Земли при помощи комментариев рассказа тактильными восприятиями разницы шерсти собак из различных областей. Рассказ начинается с вопросов о том какие собаки живут рядом с детьми и как происходит их жизнь – место содержания, выгула. Диалог сводится к выводам что собаки в средней части России живут в тепле, дети вспоминают свои тактильные ощущения при прикосновении в таким собакам. Затем им предлагается потрогать специально выбранные экземпляры собак с заметной разницей в шерсти. Это комментируется рассказом о том что – собаки с густой косматой шерстью живут в очень холодном климате, - собаки с плотным подшерстком и более короткой шерстью живут в ветреной зоне побережья, где длинную шерсть развевал бы ветер, доставая до кожи. Рассказ продолжается, переходя на быт северных народов. Например детям дается потрогать лапу собаки. При этом обращается внимание на то что подушечки на ней жесткие а мышцы крепкие, и рассказывается о том какую работу исполняют такие собаки. Затем внимание детей обращается на звуки, которые издают северные собаки, например на звонкий лай, который нужен оленегонной собаке и не нужен ездовой. И так далее.
2. Знакомство детей с построением собачьей упряжки, темпами ее передвижения, командами. На ошейник вожака при этом вешается колокольчик. В результате этого дети по звуку определяют главную собаку, ее место в упряжке и могут следить за темпом передвижения. При комментарии темпов передвижения обращается внимание на разницу звука – резкие, прерывистые звуки на галопе и более протяженные при рыси и шаге. Объясняется как при этом движутся лапы собаки, какие колебательные движения совершает ее корпус. После этого дети знакомятся в командами и могут принимать участие в управлении темпом передвижения упряжки.

Чукотские ездовые собаки.
Чукотские ездовые собаки (именно в групповом их содержании обычной семейной стаей, а не по одной) представляют идеальную модель для работы с детьми и подростками различных групп риска. Похоже, именно такую стаю описал Киплинг в сказке «Маугли». Ведь на самом деле волки совершенно не способны к созданию с человеком отношений описанных в книге. А вот у чукотских собак именно такой взгляд на человека – стадия знакомства сменяется оценкой, ранжировкой и наконец, в случае правильного поведения человека, признание его «высшим существом». Чукотские собаки самодостаточны и общаются с человеком, только если видят в нем существо способное к построению равных взаимовыгодных отношений. Эти собаки спокойны и общение с ними благоприятно действует на тех подростков, которые попадают в проект в связи с принадлежностью к группе токсикоманов (4-й Петрозаводский детский дом) или употребляют наркотики (социальные группы из Москвы). Такие подростки часто обладают повышенной нервозностью, особенно в начальный период программы (первые 3-5 дней), когда обостряется желание возобновления пагубных привычек. Адекватно реагируя на нервозность подростков, оставаясь при этом спокойными, но отстраненными чукотские собаки успокаивают ребят и настраивают их на равноправный диалог между собакой и человеком. Стайные отношения ездовых собак, с одной стороны демонстрируют подросткам модель общества, на котором хорошо объяснять принципы социального поведения, с другой стороны именно привычка жизни в социуме позволяет собакам строить отношения с детьми в нужном для проекта ключе.
Продолжительность походов программы от 7 до 18 дней. Маршруты рассчитаны так, что бы жилые поселки были вне досягаемости дневного перехода в первые 4-7 дней. Дальнейший маршрут строится в зависимости от отношений с группой и внутри нее. В походе к каждому ребенку прикрепляется собака в вьюком. Собаку подросток выбирает самостоятельно, инструктор только осторожно корректирует выбор, если видит что собака совершенно не подходит ребенку по характеру. Подросткам заранее объясняются особенности ухода за собакой и ответственности при этом. В конце этого инструктор предлагает подросткам заранее обдумать серьезность своего желания получить под свою ответственность собаку и уточняет, что ребятам, которые не планируют проходить маршрут полностью (подразумевается побег) следует сразу не брать собак, что бы потом не мучить их. Группа разбивается на дежурных на каждый день – по лагерь и по собакам.
Во время прохождения маршрута, вечерами, группе рассказывается история породы чукотская ездовая, рассказывается про каждую собаку, про экспедиционные проекты в которых принимали участие собаки. В конце похода проводится конкурс на лучший рассказ про свою собаку и обсуждение похода.
Благодаря построению взаимоотношений в группе и с собаками, проблем на маршруте не наблюдалось. Большая часть этой заслуги принадлежит выбранной для проекта породе – чукотским ездовым собакам.

Аватара пользователя
Михаил С
Основатель РОО СПб СФЕС, учредитель ООО "ФЕС РОССИИ"
Сообщения: 1224
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 20:17

Re: архив по канистерапии за 2009г

Сообщение Михаил С » 04 дек 2012, 01:40

Голенищева Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

1. Канистерапия как средство формирования культуры любви у подростков-сирот (основной доклад)
2. Особенности развития детей в депривационных условиях (Приложение № 1)
3. Возможности ездового спорта в работе с детьми (Приложение № 2)
4. Коррекционные аспекты канистерапии – зарубежный и российский опыт (Приложение № 3)


Канистерапия как средство формирования культуры любви
у подростков-сирот

Понятие сиротство принято рассматривать как социальное явление, в связи с чем, в психологии исследуются различные социальные факторы, обуславливающие развитие и личностное становление этой категории детей.
Достигая определенного возраста, воспитанники покидают стены детского дома, потом образовательного учреждения, и, к сожалению, как известно, большинство выпускников детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. Утрачивая социальный статус «сирота», многие из них не в состоянии преодолеть «душевное сиротство». «Душевное сиротство» - «сумма социальных факторов», образовавших душевную пустоту, неверие, обесценивание, безразличие, агрессию. «Социальные факторы» - этот термин такой «ёмкий»! Если же перечислять его составляющие, разворачивается весьма трагическая картина, и она еще более трагична в приложении к каждому конкретному ребенку – сироте. Жизненный опыт такого ребенка, не редко отягощен такими тяжелыми событиями, что сложно даже представить, каким образом эти последствия возможно преодолеть.
Современные исследования специалистов в области психологии, педагогики и социологии дают возможность говорить о том, что у воспитанников детских домов к подростковому периоду не достаточно сформированы необходимые навыки и личностные качества для переживания и освоения тех проблем, которые выходят на первый план в период пубертата. Прежде всего – это формирование близких, эмоционально насыщенных, дружеских отношений, переживание эмоциональных коллизий, глубокой привязанности и эротической любви. Чувства этих детей «скользящие» и поверхностные. Если собрать воедино все характеристики «эмоциональной неспособности» подростков – сирот, то без сомнения можно говорить о несформированной способности любить. Однако, исключительно эти переживания способны дать подростку полноценный опыт для дальнейшего нравственного и духовного развития, культурно-социального самоопределения и становления.
Таким образом, подростки – сироты постоянно ходят по замкнутому кругу - не способны установить значимые эмоциональные отношения, не способны к дальнейшему гармоничному развитию и становлению личности - «психологический заколдованный круг».
Сегодня разрабатываются и применяются различные коррекционные, терапевтические и развивающие программы, направленные на преодоление проблем, связанных с социальной дезадаптивностью выпускников детских домов. Одним из таких путей является и канистерапия, как показывает опыт зарубежных и отечественных исследований использование собак-терапевтов обладает высокой практической значимостью и эффективностью. Наша задача использовать средства канистерапии, привлекая возможности ездового спорта, для развития эмоционально-нравственной, волевой, интеллектуальной сфер подростка. Теоретический и небольшой практический опыт дают основания для разработки программы, направленной на формирование культуры любви у подростков – сирот.
Многие великие философы и ученые, такие как Аристотель, Гиппократ, Фейербах, Лоренс, Дольник считают, что ни кто не может научить ребенка любить так, как животное. Здесь было бы уместно процитировать Фейербаха, он пишет: «только благодаря животным человек возвысился над животным царством, только благодаря их охране и содействию мог взойти посев человеческой культуры».
Теперь хотелось бы предъявить теоретико-практические факты в пользу канистерапии в рамках ездового спорта.

Функциональное назначение канистерапии в рамках ездового спорта в разрешении специфических психологических проблем у подростков-сирот

Таблица 1
Специфические психологические проблемы подростков-сирот Преодоление проблем средствами канистерапии в рамках ездового спорта
Одна из фундаментальных проблем детей-сирот – несформированность «базового доверия к миру». Как правило, являющейся последствием материнской и эмоциональной депривации, которой, в той или иной мере, подвержены все воспитанники детских домов (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 - доклад об особенностях развития ребенка в условиях депривации).
Проблема не сформированности «базового доверия» на протяжении жизни ребенка нарастает как снежный ком, и к подростковому возрасту «депривационная симптоматика» перерастает в очаг тяжелой эмоционально-нравственной болезни, которая синхронизирует с проблемами пубертата, и значительно отягчает его протекание.
Подросток рассуждает: «Я – детдомовский, меня предали, обманули, судьба обошлась со мной «поршиво». Почему это происходит именно со мной? У меня никогда не было того, что есть у «домашних», и у меня никогда этого не будет. Я никому не нужен! Я беззащитен! Я НЕ ВЕРЮ ЛЮДЯМ, и мне не нужен никто».
Такое критическое эмоциональное напряжение, невозможность найти ответы на эти фаталистические вопросы, находят свой выход, как правило, в наркомании, алкоголизации, криминале. Не сформировавшееся «базовое доверие» формирует пагубное «базовое НЕдоверие к миру». 1. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (социальный лубрикатор) - способствующая нейтрализации негативизма в сфере общения человек – человек, собака принимает роль посредника, а именно, человек – собака - человек. Здесь важно отметить, что сирота приобщается к субкультуре, выходящей за рамки сиротского учреждения, что повышает его социальный статус в «собственных глазах»;

2. РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ:
а) спортивное развитие (разрешение ряда психофизических проблем, оптимизация эмоционального тонуса, формирование адекватной самооценки и т.д.);
б) развитие волевой сферы;
в) развитие эмоционально-нравственных и этических норм – формирование представлений о дружбе, взаимовыручке, преданности, любви;
г) развитие и формирование представлений о культурном досуге;
д) развитие и формирование навыков коммуникативного общения с людьми не принадлежащих к социальному кругу сирот, что дает возможность расширить представления детей о семейной жизни, коллективных увлечениях и т.д.
Страх самовыражения, боязнь быть отвергнутым, непонятым. Эта проблема также связана с недостаточным развитием коммуникативных навыков общения, несформированности ряда значимых социальных представлений и др.
Неспособность глубокого эмоционально-нравственного переживания и самовыражения, несформированность представлений о культуре любви.
Данная проблема суммирована рядом причин и условий (в том числе и перечисленных выше), которым подвержены воспитанники детских домов. Многие исследователи данной проблемы считают, что несформированность позитивных социальных установок и проявлений, в т.ч. и глубокие чувственные переживания – дружба, любовь, является прямым следствием влияния различных видов деприваций.

Проблема преодоление депривационных симптомов и их последствий очень актуальна на сегодняшний день, вокруг данной проблемы сосредоточено много споров и поисков со стороны специалистов различных областей.
Большинство аниалотерапевтов, разрешающие психологические проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями и социальными контактами - признают терапевтом номер один – собаку. Но способна ли собака способствовать формированию культуры любви? В нашей стране таких исследований на научном уровне недостаточно, однако опыт зарубежных коллег оптимистичен, в том числе и при работе с детьми – сиротами. С одной стороны канистерапия дорогой и трудоемкий метод, но с другой стороны, что может быть лучше.
Собака никогда не осудит, ей не важен твой социальный статус, твое происхождение. Она безусловно любит своего хозяина и служит ему. Известно множество историй где собака являет собой достойный пример для любого человека. Ребенок – сирота выучен жизнью не просто доверять, а «пробовать на вкус». Эти дети поразительно чувствительны ко всякой лжи – они не поверят в показную любовь и заботу, но полностью разоружаются при всяком добром искреннем излиянии. Ребенок – сирота горячо желает учиться любить, но лишь у тех, кто и сам умеет искренне и предано любить.

ВЫВОД
Список специфических психологических проблем подростков-сирот и теоретических изысканий их разрешения может быть достаточно длинным. Однако необходимо ограничиться вполне конкретным, то есть на какие именно качества в структуре личности необходимо воздействовать средствами канистерапии в рамках ездового спорта, для достижения поставленной цели – формирование культуры любви.
Создаваемая нами программа рассчитана на последовательное достижение ряда задач (которые частично отражены в таблице 1):
1. Формирование способности доверять, познавать, исследовать, созидать, создавать;
2. Преодоление страха самовыражения – креативного, интеллектуального, эмоционального;
3. Развитие волевой, эмоционально-нравственной сферы;
4. Формирование коммуникативной компетентности;
5. Расширение представлений о позитивных сторонах социальной жизни за пределами детского дома;
6. Ориентация на здоровый образ жизни, постановка позитивных, активных социальных жизненных позиций.


Вернуться в «Канистерапия и досуговые программы для детей»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

cron