РОСТО (ДОСААФ) МО
ТРОИЦКИЙ ГОРОДСКОЙ КЛУБ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВАМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПОДГОТОВКА И РАБОТА
«собак-терапевтов»
с помощью вида спорта
служебное собаководство
на примере детей с РДА
2008 год Троицк, Московская область
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА I. Собакотерапия в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
ГЛАВА II. О необходимости тщательного подбора и подготовки перед применением «собак-терапевтов»
2.1.О необходимости тщательного подбора и подготовки перед применением «собак-терапевтов»
2.2. Положительные стороны собакотерапии
Может ли ваша собака стать «собакой-терапевтом»
Сертификация «собак-терапевтов» за рубежом
Поведение собак в общественных местах
ГЛАВА III. Опыт подготовки и сертификации «собак-терапевтов» в нашей стране
Программа ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО «СОБАКА И ОБЩЕСТВО»
Подготовка к экзамену на диплом «Собака и Общество»
Проверочные испытания собак претендующих на работу с больными людьми
Сертификация: где и как получить?
Первая ступень к сертификату «собака-терапевт»
Тест на сертификацию «собаки-терапевта»
ГЛАВА IV. Реализация проекта «Собаки-терапевты» ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО - на базе ГОУ СПО СК №38 совместно с ВП(К)О «Мир собак» ГОУ МЦФПВ ОСПО
Реализация проекта «Собаки-терапевты» ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО - на базе ГОУ СПО СК №38 совместно с ВП(К)О «Мир собак» ГОУ МЦФПВ ОСПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
Данная работа не претендует на всеобъемлемость материала, многие темы и направления обозначены только штрихами, сознательно заужены рамки проблемы. Даны основные направления: схема возможной работы и обеспечение безопасности этой работы. Цель данной работы показать возможности и необходимость работы со служебными собаками в довольно нетипичной для неё области, на благо человека. Делается попытка применить на практике уникальные особенности собак, заключающиеся в их биологическом, энергетическом и социальном влиянии на человека. По нашему опыту собака служит мощным коммуникационным элементом между людьми, и мы предположили, что это свойство собак можно использовать и с людьми, страдающими различными заболеваниями, а используя специально подготовленных собак, можно будет со временем перевести коммуникацию на специально подготовленного человека, т.е. врача и дать врачу, таким образом, шанс повлиять на больного и его болезнь.
Краткая история применения собак для помощи больным и страдающим людям.
Пионером метода, получившего название "анималотерапия" (от латинского "анималь" - "животное"), является нью-йоркский врач Б. Левинсон, написавший на эту тему две книги: "Детская психотерапия с использованием домашних животных" и "Домашние животные и развитие человека".
Левинсон был не первым, кто обнаружил благотворное действие на людей общения с животными. В Древнем Египте собаки были священными символами великой целительницы - богини Гулы, а также других богов, ответственных за врачевание и целительство, например, главного божества вавилонского пантеона - Мардука. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), сына Аполлона. Иногда Асклепий посещал пациентов в человеческом обличье, но чаще в виде змеи или собаки, которая зализывала раны больных. Святые раннего христианства часто изображались в компании с собаками, которые их когда-то вылечили.
Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице "Йорк Ретрит" в Англии в конце XVIII в. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц. Больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы.
Чуть позже домашних животных стали использовать в одной из больниц Германии для лечения эпилепсии. Это лечебное заведение на 5 тыс. коек существует и поныне. При лечебнице имеются две скотоводческие фермы, содержатся верховые лошади, а также множество мелких животных, которых можно взять в руки, покормить и погладить.
Собственно, открыл Левинсон свой метод случайно. У него был любимый пес по имени Джинглс. Обычно доктор не разрешал собаке присутствовать при приеме больных, но в тот знаменательный день Джинглс почему-то остался в кабинете, и, когда на прием пришла мать с ребенком, последний сразу начал возиться с собакой. Мать попыталась вмешаться, но Левинсон остановил ее. Целый час врач наблюдал за игрой мальчика и собаки. "А можно мне прийти еще раз поиграть с Джинглсом?" - спросил ребенок в конце сеанса.
Несколько следующих сеансов он провел, играя с собакой и не обращая никакого внимания на врача. Но вскоре его привязанность к собаке частично распространилась и на ее хозяина. Врач смог поговорить с ребенком, составить мнение о его болезни и назначить соответствующее лечение.
Вскоре Левинсон взял себе в помощники еще и кошку, а потом поместил в приемной аквариум с яркими тропическими рыбками...
В 1970 г. Левинсон провел опрос детских психотерапевтов, разослав им специальные анкеты. Оказалось, что из 150 ответивших ему врачей треть использует при лечении домашних животных, любимцев детей. Наиболее распространенным помощником является собака, на втором месте - кошка. Некоторые психотерапевты предпочитают птиц и черепах. В одном случае были использованы даже змеи.
Вскоре выяснилось, что метод анималотерапии эффективен не только для детей. Причем некоторые из животных способны оказывать на человека не только психотерапевтическое воздействие. Например, наблюдение за аквариумными рыбками помогает при лечении нейродермитов. Канареек и попугайчиков "прописывают" людям, вынужденным подолгу лежать в постели или страдающим депрессиями.
В 1981 г. в Мельбурне (Австралия) в доме престарелых было проведено исследование влияния животных на физиологическое и эмоциональное состояние пациентов. В экспериментальной группе было 58 пациентов, средний возраст которых составил 80 лет. В основном это были старики с "букетом" типичных для этого возраста болезней, таких как артрит, болезнь Паркинсона, сердечно-сосудистые заболевания и старческое слабоумие. В контрольную группу были включены такие же престарелые и больные люди. Перед началом опыта физиологическое и психическое состояние каждого пациента было тщательно исследовано.
В течение 6 месяцев пациенты экспериментальной группы постоянно общались с собакой, ранее бывшей поводырем. К концу опыта у них появилось ощущение покоя и счастья, появился интерес к жизни, чувство юмора, они стали больше улыбаться и смеяться, улучшились их отношения друг с другом, с персоналом. Состояние пациентов в контрольной группе не изменилось.
Исследования, проведенные в разные годы в разных медицинских учреждениях (геронтологических, детских и психиатрических), показали, что наилучшие результаты метод зоотерапии дает при лечении пациентов с состояниями отчуждения, стрессами, психозами, депрессиями.
В Университете штата Мэриленд в течение года изучали группу больных, перенесших инфаркт миокарда. Выяснилось, что у владельцев животных шансы на выживание значительно выше, чем у остальных больных. Исследователи отнеслись скептически к этим результатам и несколько раз их перепроверили, но все результаты подтвердились. Тогда ученые продолжили исследование, предположив, что животные каким-то образом помогают своим хозяевам физически расслабиться. Они измерили давление у владельцев собак в разных ситуациях: после чтения вслух, разговора с экспериментаторами, непродолжительного отдыха и общения со своими собаками. Оказалось, что в первых двух случаях артериальное давление повышается, а в двух последних снижается.
Исследования показали, что дети в присутствии животных чувствуют себя спокойнее и увереннее, особенно в незнакомой обстановке. У детей при чтении вслух артериальное давление повышается и пульс учащается, однако при чтении вслух в присутствии собаки и давление, и пульс остаются нормальными, причем даже после того, как собаку уводили. Положительное воздействие животного не зависело от того, гладил ли ребенок собаку или каким-то иным способом взаимодействовал с ней - достаточно было присутствия животного.
Известно и психологическое воздействие домашних животных на человека. Дети, в семьях которых есть домашние животные, не только лучше учатся в школе, но и обладают более развитым чувством ответственности и более высокой психической стабильностью.
Собака - прекрасное "лекарство" против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Она приучает владельца к распорядку дня, заставляет больше бывать на воздухе. Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца и сосудов. А еще доказано, что присутствие собаки рядом с человеком предупреждает срывы, возникающие в результате нервных напряжений и стрессов.
Собака удовлетворяет дефицит человека в общении (вот почему одинокие люди заводят себе четвероногих питомцев). В самой крупной в США частной психиатрической лечебнице работают шестнадцать собак самых разных пород. Один из больных, за четверть века пребывания в клинике не произнесший ни слова, стал разговаривать с собакой... Кроме того, собачий язык - неплохой антисептик, поскольку в собачьей слюне содержится лизоцим - вещество, защищающее от бактерий и помогающее заживлять раны.
Наша история. В конце осени 2004 года на Учебно-дрессировочную площадку Троицкого городского клуба служебного собаководства Российской оборонной спортивно технической организации (ДОСААФ) Московской области (далее - ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО) пришла женщина (её звали – Татьяна Щ.) и попросила помочь подобрать ей щенка. Что бы, как можно лучше ей в этом помочь, я стал задавать ей наводящие вопросы, какую породу собак она хочет приобрести и для каких целей. Выяснилось, что в породах собак она ничего не понимает, зато точно знает, для чего ей нужна собака. Оказалось, что щенка ей посоветовал приобрести доктор, у которого она лечит своего маленького сына - Данилку и что её сын страдает ранним детским аутизмом (далее – РДА) и оказывается, собака может очень сильно помочь в лечении этого заболевания. Вот так я впервые столкнулся с РДА.
Что это такое?
Приступив к изучению проблемы, вот что удалось выяснить. Оказывается, есть несколько фильмов на эту тему: «Человек дождя», «Восход Меркурия» — все эти фильмы объединяет общая особенность главных героев — аутизм. Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Аутизм встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки.
Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира.
Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.
Отчего это бывает?
Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения. В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится больше и с каждым годом растет. Однако, неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».
Что происходит?
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.
Татьяна рассказала, что врач у которого она лечит Данилу, много практикует в нашей стране и за рубежом и, что за границей есть такая передовая методика лечения РДА с помощью специальных собак, но как это конкретно происходит она не знает.
Я предложил Татьяне с Данилкой, пока ей будут подбирать щенка, придти на площадку и попробовать поработать с теми собаками, которые там есть. Мне хотелось увидеть реакцию ребёнка на собак и занятия с ними, и реакцию собак на необычного ребёнка.
Так началась многолетняя работа по применению собак в реабилитация и адаптация детей страдающих РДА к нормальной жизни и интеграция их в человеческое сообщество посредством вида спорта служебное собаководство в Троицком городском клубе служебного собаководства РОСТО (ДОСААФ) МО.
ГЛАВА I. Собакотерапия в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Использование служебных собак в качестве «целителей» применяется и развивается на базе Троицкого городского клуба служебного собаководства РОСТО (ДОСААФ) МО с осени 2004 года. В клубе проводятся работы по адаптации и интеграции ребенка страдающего РДА к вовлечению в социум с возможностью последующей реабилитации. Ребёнок параллельно проходит реабилитацию в Центре социальной помощи семье и детям при администрации города Троицка. Ребёнок, страдает синдромом раннего детского аутизма (РДА) в атипичной форме.
Наши занятия в общих чертах схожи с таковыми по канистерапии. Главная отличительная черта эксперимента – участие в нем двух подготовленных собак породы немецкая овчарка прошедших специальную подготовку и имеющих особую психику и навыки. Выбранные собаки – находятся на пике своего жизненного потенциала (по 5 лет), неагрессивные животные, с отличной и выше среднего работоспособностью и устойчивыми поведенческими реакциями. Учитывая специфику работы и содержания служебных собак, имеющих охранную и защитную подготовку, мы разработали систему занятий, которая исключала бы неконтролируемый контакт ребенка с собаками, но вместе с тем и включала бы максимальное взаимодействие ребёнка и животных. В первую очередь мы обозначили основные направления, на которые можно сделать акцент в работе такого свойства, соответственно обращаясь к проблемам, которые необходимо преодолеть, руководствуясь основным принципом – не навредить.
Один из акцентов в программе по внедрению данного метода канистерапии был определен как формирование новых звуковых, зрительных и тактильных ощущений. Тактильная стимуляция действует благотворно на всех детей, но, например, аутичным детям она просто необходима. Некоторые ученые полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение. Успешное применение тактильного контакта может активизировать коммуникацию ребенка и стимулировать развитие аффективной сферы. Задачи по улучшению координации движения, коррекции пространственных представлений, развитию концентрации внимания также успешно решаются с помощью новой методики. В своей работе мы обратились к одному из самых распространенных психолого-педагогических приемов – игровой деятельности, ведь основная мотивация ребенка – это игра. Мяч, гантеля, «кусалка», «подушка» и т.п. – те предметы, которыми мы пользуемся на занятии. Одним из «обязательных» предметов считается мяч, остальные предметы дети могут выбирать. Мяч – особая игрушка, в нашем случае мяч выступает посредником между животным и ребенком, и в итоге положительный эффект занятия может заключаться уже только в том, смог ли ребенок получить принесённый собакой мяч. Вторым, немаловажным моментом является предоставленная ребенку возможность не только общаться с животным, но и управлять поведением собаки. Обученная собака охотно приносит мяч, деревянную гантелю и т.п., демонстрируя желание играть, обычная реакция детей в таких случаях – радость. Но в нашем эксперименте бывали ситуации, когда мальчик Данила проявлял взрыв эмоций только лишь от самого броска предмета собаке, а уж по возвращению его собакой Даниле, был просто ураган эмоций, песни и активное желание поделиться своими мыслями по этому поводу с окружающими. Характерно, что, совершая эти действия, Данила с особым интересом наблюдал за тем, каким образом мяч будет снова принесён к нему, следовательно, его увлекал процесс работы собаки и различные способы аппортировки предмета. Начиная свою работу по внедрению элементов собакотерапии, мы серьезно отнеслись к определению схемы занятий, обучению специалистов-кинологов технике безопасности при контакте с собаками и формированию группы детей. Нами была создана группа специалистов-кинологов, состоящая из двух инструкторов-дрессировщиков по служебному собаководству, педагога-дефектолога, психолога и 10-15 обычных кинологов со своими собаками, которые параллельно проходили кинологическое обучение, многие из них приходили на занятия со своими обычными детьми. Основная масса детей в группе – это обычные дети и один с диагнозом РДА, в возрасте от 4 до 14 лет (5 детей). Количество занятий – три раза по 120 минут в неделю. Выбранный метод психологического исследования – наблюдение. Схема занятия построена по принципу «от простого, к сложному».
Первый этап – просмотр занятий и упражнений с участием служебных собак, где посредством демонстрации элементов служебной и дисциплинарной подготовки служебных собак с личным участием обычных детей, мы стараемся снизить возможную негативную реакцию, окружив детей особым миром настоящего доверия животного человеку. Учитывая, что дети впервые соприкасаются со служебными собаками, можно сделать некоторые выводы об эффективности 1 этапа. Несомненно, служебная собака сразу заинтересовывает всех участников группы. Причиной этого является непосредственная близость собаки, её красивая и завораживающая своей мощью работа, желание собаки общаться и с радостью исполнять все желания человеком.
На втором этапе главное направление работы - попытка установления контакта. Как только, мы успешно справились с задачами первого этапа и закрепили в сознании детей ощущение безопасности и стремлении собаки к контакту, мы переходим к решению задачи второго этапа. Тактильное взаимодействие с собакой, находящейся на дрессировочной площадке, конкретно на дрессировочном кругу, впервые раз получается не всегда и не у всех. Совместно со взрослыми, папой или мамой ребенок, проговаривает слова команд, подаваемые собаке при работе на дрессировочной площадке, а иногда просто называя её кличку и возможно впервые в жизни, преодолевает боязнь перед неизвестным пока ему существом. Несмотря на то, что у детей с отклонениями психики зачастую развиты разнообразные формы страхов, например, страх прикосновения собаки к человеку и её громкого лая, нам удалось на первом же занятии преодолеть эти реакции.
Третий, заключительный этап, был определен нами, как возможность ребенка повысить уровень самооценки посредством управления обученной служебной собакой, выполняя простейшие элементы управления собакой и её дрессировки на дрессировочной площадке. На этом этапе мы применяем строго индивидуальный подход к ребенку, учитывая диагноз и особенности поведения. Элементы, отрабатываемые со служебными собаками, составлены по специальной программе, обеспечивающей постепенное и неуклонное возрастание физической и эмоциональной нагрузки и значимости работы ребёнка с собакой. Так, работа на кругу сначала состоит из 1-4-х команд, например, «Ко мне», «Покажи зубы», различные повороты, ускорения и т.д. и, если ребенок выражал желание продолжать, то элементы усложнялись, и мы переходили к следующей фазе – игре с предметами, команда «Апорт» (предлагались мяч, деревянная гантеля, «кусалка», «подушка» и т.п. – на выбор). Здесь особое внимание уделялось безопасности нахождения ребенка в условиях непосредственной близости к собаке и тактильного контакта с ней, поэтому рядом всегда должны находиться родитель и инструктор-дрессировщик.
Время, проведенное на Учебно-Дрессировочной Площадке ТГКССРОСТО (ДОСААФ) МО, позитивно сказывается и на общем состоянии детей (здоровых и больных) и на их настроении: дома дети вспоминают, что делают на наших занятиях, рисуют полюбившихся животных, инструкторов и других участников дрессировки, получают удовольствие от просмотра фотографий и видеокассеты с записью посещения учебно-дрессировочной площадки. Таким образом, можно говорить о развивающем эффекте собакотерапии, ведь всего за несколько месяцев у детей вырабатывается желание продолжать наши занятия, повышается речевая активность, расширяется число контактов со сверстниками и взрослыми, полученные умения дети используют в других видах деятельности. Следует добавить, что положительная динамика изменений эмоциональной сферы детей сопутствует нам на протяжении всего курса собакотерапии в течение 2,5 лет, подкрепляя уверенность в правильности выбранных методов.
Основываясь на мнении отечественных и зарубежных специалистов, мы сделали вывод о результатах нашего эксперимента.
Даже, как отдельная составляющая, новая методика, конечно будет приносить большую пользу. Поэтому, говоря о собакотерапии, мы утверждаем, что наши занятия – один из этапов в комплексе мероприятий будущего Центра коррекции некоторых видов нарушения поведения и эмоциональной сферы у детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА).
Итак, новая методика помогает снять эмоциональное напряжение, снизить индекс агрессивности, тревожности, расторможенности, деструктивных форм поведения. С помощью нашей программы создаются предпосылки к развитию потенциала личности, усилению конструктивности поведения и способности выразить словами и осознать основания собственных поступков и мыслей.
Взаимодействие со служебной собакой, как с элементом живой природы, помогает наладить контакт во взаимоотношениях с людьми. При общении с такими животными как собаки, у всех без исключения детей наблюдается сильная мотивация, которая может сыграть важную роль во всем процессе реабилитации.
Программа собакотерапии уже получила свое одобрение, как среди специалистов, так и среди родителей, хотя об оценке ее эффективности говорить рано, возможно понадобится ещё не один год плодотворной работы совместно с психологами, педагогами, педиатрами.
ГЛАВА II. О необходимости тщательного подбора и подготовки перед применением «собак-терапевтов»
Нет ничего, что приносило бы большее удовлетворение, чем работа вашей хорошо воспитанной собаки в реабилитационном центре, оказывающая посильную помощь больным детям и страдающим взрослым. Невозможно описать радость на лицах людей, находящихся на лечении, и медицинского персонала, когда они гладят собак и смотрят на их игры и работу. Но большая радость видна на собачьих мордах, когда они слышат смех и чувствуют прикосновения своих подопечных. Это незабываемый и незаменимый опыт, знания, умения и навыки для всех участвующих в этом деле.
Разве вы не испытываете доброе чувство, когда почёсываете свою собаку за ухом, а она отвечает вам повиливая хвостом и улыбаясь вам? Разве вам не нравится наблюдать, как ваша собака делает счастливыми окружающих вас людей, вносит искорку радости в несчастные и страдающие души? Такими маленькими радостями, могут поделиться собаководы-любители со своими собаками-терапевтами с детьми и взрослыми в реабилитационных центрах и других подобных местах и принести этим огромный положительный психофизиологический эффект.
Но всегда необходимо помнить собака – это хищник! И при работе с собаками всегда строго соблюдать правила техники безопасности.
Положительные стороны собакотерапии
Хотя собаки живут с человеком десятки тысяч лет, только сравнительно недавно получили развитие программы терапии с помощью животных. Ученые доказали, что существует прямая зависимость между эмоциональным здоровьем и отношениями человека и собаки. Эксперименты показали, что у людей, держащих на руках и ласкающих животное, снижается артериальное давление и успокаивается нервная система. Отношения между собакой и человеком могут быть менее разрушительными, чем отношения между людьми. Они удовлетворяют потребность человека в преданности, доверии и беззаветной любви. Попросту говоря, собаки-терапевты могут сделать то, что не может медицина: вытащить человека из состояния одиночества, депрессии, ускорить процесс выздоровления.
Собаки-терапевты дают ощущения любви и близости, не требуя ничего взамен. Часто люди, лишённые любви и общения, и не только находящиеся в медицинских учреждениях, ощущают мгновенное положительное влияние при виде добрых собачьих глаз, виляющей им своим хвостиком. Специалист-кинолог и его собака значительно улучшают жизнь людям лишённые любви, общения и здоровья. Участие в терапевтической работе приносит много пользы и самим собаководам. Кроме приобретения новых друзей и знакомств, совместная деятельности приносит много радости, в то же время является полезной для общества в целом.
Может ли ваша собака стать «собакой-терапевтом»
Как можно определить, сможет ли ваша собака участвовать в этой деятельности? Во-первых, вам надо честно и беспристрастно оценить характер вашей собаки, её обученность и решить, соответствуют ли она предъявляемым требованиям. Если ответ отрицательный, готовы ли вы потратить личное время и силы на дрессировку своей собакой, чтобы подготовить её к работе собаки-терапевта.
Итак вам следует сделать следующее:
Оцените личные качества собаки. Остаётся ли она спокойной и дружелюбной при встрече с посторонними людьми? Пациенты должны быть в абсолютной безопасности. Собаки-терапевты должны быть чрезвычайно терпимы к боли, причинённой им случайно или нет. Руки немощных людей не очень чувствительны и могут гладить не слишком мягко и нежно. Также помните, что многие пациенты очень слабы: слишком любвеобильное проявление чувств вашей собакой может в буквальном смысле сбить с ног.
Как ваша собака реагирует на необычные ситуации, звуки и визуальные отвлекающие факторы? Помните, что собака встретиться с множеством новых необычных ситуаций, и в любой ситуации вы должны быть в состоянии адекватно контролировать его.
Вежлива и воспитана ли ваша собака? Она должен уметь спокойно ходить на поводке и выполнять основные команды «сидеть» и «лежать». Умение исполнять разные приёмы и трюки тоже может понравиться и развлечь. Так как терапевтические действия включают поглаживания по шерсти, собака не должна отвергать их от человека, которого она видит впервые.
Сертификация «собак-терапевтов» за рубежом
Существуют различные международные организации, которые сертифицируют данную деятельность. К сожалению, у нас в стране, этой деятельностью официально никто не занимается.
Вот несколько иностранных организаций. Адреса и телефоны:
Therapy Dogs International, Inc. Delta Society
88 Bartley Rd. 289 Perimeter Rd. E.
Flanders, NJ 07836 Renton, WA 98055-1329
(973) 2529800 (206) 226-1329
Web site:
http://www.tdi-dog.org http://www.petsforum.com/Deltasociety/dsj000.htmUnited States Dog Agility Association North American Dog Agility Council, Inc
(USDAA) . (NADAC)
P.O. Box 850955 HCR 2, Box 277
Richardson, TX 75085-0995 St. Maries, ID 83861
(214) 231-9700
Web site:
http://www.usdaa.com Web site:
http://www.nadac.comПрежде чем получить сертификат собака должна пройти экзамен. Испытания на экзамене (Therapy Dog International test – TDI test) практически такие же, как на экзамене по поведению в общественных местах (CGC – Canine Good Citizen) с добавлением некоторых ситуаций типичных для мест, где будет работать ваша собака.
« Когда экзамен сдан и сертификат у вас на руках, пора идти работать. Вы можете или присоединиться к группе добровольцев, работающей в вашем городе, или связаться с организатором данной деятельности в больнице недалеко от вас и поинтересоваться, хотят ли они использовать вашу собаку в их учреждении. В большинстве случаев отказов не поступает». Так как термин собака-терапевт получил широкое распространение, надо уточнить его значение. В настоящее время все собаки-терапевты, зарегистрированные в Therapy Dogs International, оказывают только услуги в сфере эмоциональной разгрузки, что отличает их от собак, которые обслуживают инвалидов, например, собаки-проводники для слепых, глухих и людей в инвалидных колясках.
Поведение собаки в общественных местах (CGC – Canine Good Citizen)
В последнее время возросло количество законов против содержания собак. Во многих общественных местах можно видеть таблички «Вход с собаками воспрещён!». Всё это вызвано тем, что люди устали от невоспитанных собак и их безответственных хозяев. Все владельцы собак страдают из-за тех, кто продолжает показывать неуважение к другим людям и их собственности. Этой кампании можно противопоставить только вежливость и правильное поведение.
Как можно внести свою лепту в это? Начните с обучения собаки правильному поведению в общественных местах. Хорошо воспитанная собака вызывает уважение окружающих. Хорошо воспитанная собака должна стать нормой, а не исключением. Будьте хорошим соседом. Убирайте за своей собакой, когда гуляете на улице или других общественных местах. Помните, что иметь собаку не только почётно, но и ответственно.
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ «СОБАК-ТЕРАПЕВТОВ» В НАШЕЙ СТРАНЕ
Программа ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО «Собака и Общество»
Программа начала своё существование в 1990 году. Цель: более широкий доступ собак в общественные места. Сертификатами программы награждаются собаки, которые показывают примеры хорошего поведения, как дома, так и в общественных местах. Также программа помогает развивать ответственное отношение к содержанию собак.
Для получения сертификата собаке необходимо сдать экзамен из десяти заданий. Оценивание проходит по системе «зачет-незачет» с одной попытки. Для участия в экзамене необязательно, чтобы собака была чистопородной; программа открыта для всех видов собак, в том числе беспородных.
Подготовка к экзамену на диплом «Собака и Общество»
Подготовка к экзамену не представляет сложностей. Любая хорошо воспитанная собака, овладевшая основными командами «сидеть, лежать и оставаться на месте» может пройти испытания. Для участия в экзамене нет возрастных ограничений, однако собака должна быть в том возрасте, когда она получила профилактические прививки, например, против бешенства. Все упражнения проводятся на поводке и в неформальной обстановке, что снимает напряжение, как с собаки, так и её хозяина. И так как программа рассчитана на показ способности собаки хорошо вести себя в общественных местах, основное внимание на экзамене больше уделяется умению реагировать на различные ситуации и окружающих людей, чем беспрекословное послушание.
Программа не принимает во внимание общераспространенные причины ненадлежащей дрессировки, эта задача не входит в данную методическую разработку. Обучение основам поведения при подготовке к сдаче экзамена укрепит позиции собаки в семье как её полноценного члена. Экзаменационные комиссии обычно состоят из опытных собаководов, имеющих опыт подготовки собак к различным видам соревнований. При заявке на участие в экзамене вам надо будет предоставить справку о прививках и другие документы, в том числе лицензии. На экзамен необходимо принести щетку для участия в части экзамена, посвященной грумингу и внешнему виду собаки. Собака должен быть в мягком кожаном ошейнике. Другие виды ошейников не разрешены к участию в экзамене. Собака должна быть на обычном тренировочном матерчатом или кожаном поводке.
Когда собака выполняет основные команды на послушание и концентрирует своё внимание на вас в непривычной обстановке и новых ситуациях, вы можете попробовать принять участия в испытаниях на получение сертификата. К испытаниям можно готовиться как в домашних условиях, так и в клубах собаководов на специальных занятиях, если вам нужна помощь при подготовке.
Проверочные испытания собак претендующих на работу с больными людьми
На самом деле существует большое множество курсов и программ по подготовке и дрессировке собак, но как показывает практика, главное не в «волшебном» курсе дрессировки собаки, а в умении найти такого учителя (инструктора-дрессировщика), который сможет подготовить Вас и помочь Вам выдрессировать собаку. Вот и весь секрет – найди учителя!
Представленные здесь тесты не лучше и не хуже других.
ТЕСТ 1. ВСТРЕЧА С ДРУЖЕЛЮБНЫМ НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Цель этого испытания – проверка Вашего умения контролировать собаку при встрече с дружелюбно настроенным незнакомым человеком. Собака должна оставаться спокойной и доброжелательной, когда вы здороваетесь и пожимаете руку другому человеку. Во время этого испытания экзаменатор подходит к вам и разговаривает, не обращая внимания на собаку, которая должна оставаться на своём месте и не подходить и не избегать экзаменатора. Любая демонстрация агрессивности (лай или рычание) является провалом на экзамене.
Самым трудным для собаки в этом испытании является то, что она не должна подходить к незнакомому человеку, так как для собаки естественно стремятся познакомиться со всеми, с кем встречаются. Вам придется потренироваться, чтобы собака терпеливо ждала. Похвала и поощрение предлагать только в том случае, если собака остается на своем месте и терпеливо ждёт. Если ваша собака трусишка или с замашками лидера, продолжайте ещё упорней отрабатывать выдержку, проконсультируйтесь у специалистов-кинологов и почитайте соответствующую литературу о методах коррекции проблемного поведения. Если у вас слишком дружелюбная собака, то, возможно, лучше её тренировать сначала ко второму, а потом к первому тесту.
ТЕСТ 2. ПОГЛАЖИВАНИЕ В ПОЗИЦИИ СИДЯ
При втором тесте собака сидит у вас сбоку. Она должна разрешить незнакомому человеку погладить себя без проявлений боязни или обид. Допускается усаживать собаку рядом с собой руками. Экзаменатор подходит и просит вашего разрешения погладить собаку. Затем он гладит собаку по голове и спине, обходит вас вокруг и удаляется. Во время теста можно и нужно разговаривать с собакой для того, чтобы подбодрить его и показать своё одобрение.
Для того чтобы подготовить собаку к первому и второму тестам, шире используйте помощь другого человека или помощников. Вместе с собакой подойдите к помощнику, посадите собаку недалеко от него и оставьте её в этом положении. Помощник стоит спокойно до тех пор, пока вы не будете уверены, что собака не сойдёт с места. Затем помощник может подойти к собаке и погладить её. Контролируйте положение и поведение собаки и если необходимо подавайте дополнительные команды, а затем похвалите и поощрите её за то, что при поглаживании она не изменила положения, продолжала четко выполнять команду «Сидеть».
Следующий шаг: подойдите к помощнику, остановитесь и дайте собаке команду «сидеть». На этот раз ваш помощник здоровается с вами за руку и уходит, не погладив собаку. Как и в прошлый раз хвалите, и поощряйте собаку за правильное поведение. Подбадривайте её во время выполнения всего упражнения, фиксируйте внимание собаке на себе.
На конечном этапе можно перейти к экзаменационному упражнению: посадите собаку рядом с собой, в то время, как незнакомец подходит к вам и или здоровается и уходит, или просит разрешения и гладит собаку. Постоянно контролируйте свою собаку и будьте готовы вернуть собаку в положение «Сидеть», пока она не будет выполнять команду достаточно уверенно.
ТЕСТ 3. ВНЕШНИЙ ВИД И ГРУМИНГ
Во время этого теста будет производиться осмотр собаки на предмет её чистоты, здоровья и ухода. Экзаменатор, пользуясь вашей щёткой, расчешет вашу собаку, осмотрит её уши и лапы. При выполнении данного теста собаке необязательно находиться в какой-нибудь позиции, но она не должна противиться осмотру и расчёсыванию. Вы можете разговаривать с собакой, подбадривая её, но не можете насильно удерживать её во время проведения теста.
Этот тест проверяет желание собаки позволить другому человеку ухаживать за ней при необходимости, например, у ветеринара, в парикмахерской, собачьей выставке. Он также позволяет проверить, как вы ухаживаете за собакой. Самой лучшей подготовкой к этому тесту является, регулярный груминг и расчёсывание. Ежедневное расчёсывание делает шерсть блестящей и чистой после удаления пыли и перхоти, а также равномерно распределяет натуральные жиры по шерсти. Частые обследования ушей и ног позволят вовремя обнаружить и предотвратить заболевания.
ТЕСТ 4. НА ПРОГУЛКЕ
В данном тесте проверяется одно из основных правил – это прогулка на поводке. Здесь неважно, идет ли собака справа или слева, садится ли, когда вы останавливаетесь. Собака должна просто идти рядом с вами в вашем темпе.. Экзаменатор будет давать вам указания повернуть налево, направо, идти в обратную сторону, остановиться. Собака должна двигаться рядом с вами на свободном поводке. Не запрещается разговаривать с собакой во время выполнения упражнения и подбадривать её.
ТЕСТ 5. ПРОХОД МИМО ЛЮДЕЙ
Этот тест похож на предыдущий, но на этот раз надо будет пройти мимо трех человек, некоторые из них будут со своими собаками. Вашей собаке разрешается проявить мимолетный интерес к членам группы, но она должна оставаться под контролем и не показывать агрессивность или страх. Держите собаку около себя, разговаривайте с ней, собака должна быть сконцентрирована только на вас. Подготовка состоит, в прогулках с собакой в общественных местах, где она сталкивается с подобными ситуациями или создавать подобные моменты на дрессировочной площадке.
ТЕСТ 6. КОМАНДЫ «СИДЕТЬ», «ЛЕЖАТЬ»
В этом тесте ваша собака должен выполнить команды «Сидеть», «Лежать» и не сходить с места, пока вы не отмените команду. Для выполнения этого теста используется шестиметровая верёвка, а не обычный поводок. Вы подаёте команды, и собака должен их беспрекословно выполнять; не разрешается использовать механическое воздействие или провокацию лакомством. Дрессировщик сам определят время подачи и выполнения команд и при необходимости их повторяет. В этом тесте не требуется четкое исполнение команд, а требуется демонстрация добротно отработанных навыков. Когда собака выполнит все команды, экзаменатор попросит вас отойти от неё на расстояние длины верёвки. Собака должна терпеливо ждать, пока вы вернётесь к ней и дадите команду «Гуляй».
ТЕСТ 7. КОМАНДА «КО МНЕ»
Собака по команде «Ко мне», должна подойти к вам. На экзамене расстояние между дрессировщиком и собакой 3 метра. Скомандуйте собаке «Место», затем отойдите, пока экзаменатор отвлекает её поглаживанием и своим вниманием к нему. Подавать команду «Ко мне», разрешается разными способами, например можно присесть на колени и похлопать по ним или подозвать собаку к себе каким-нибудь другим жестом. Основное требование, чтобы собака подошла к вам достаточно близко, достаточно на длину вытянутой руки, чтобы вы смогли прикоснуться к ней. От собаки не требуется при подходе садиться перед вами, как это требуется на соревнованиях по служебной дрессировке. Усложнённая подготовка включает в себя выполнение этого упражнения при помощи помощника, который будет во время подачи вами команды «Ко мне» гладить собаку, тем самым, отвлекая её и мешая ей выполнить команду.
ТЕСТ 8. РЕАКЦИЯ НА ДРУГУЮ СОБАКУ
В этом тесте проверяется поведение вас и вашей собаки на прогулке при встрече с незнакомым человеком с собакой. Собака может проявить легкий интерес, но не должна подходить к другой собаке. С расстояния 9 метров друг от друга вы и другой владелец идете навстречу друг другу, останавливаетесь, обмениваетесь приветствиями и продолжаете движение каждый в свою сторону на расстояние 4-6 метров.
Этот тест должен показать вашу способность контролировать собаку и её неагрессивность к другим собакам. Для отработки этого упражнения, хорошо помогает встречный проход с собаками, когда собаки идут по команде «Рядом» с хозяевами слева и проходят мимо друг друга. Концентрируйте и удерживайте внимание собаки на себе, чтобы она оставалась послушной, и не отвлекалась на другую собаку.
Для подготовки к данному тесту вам понадобится человек с уже выдрессированной собакой. Дрессировка начинается с того, что вы усаживаете собаку по команде «Сидеть» рядом с вами, а другой хозяин с собакой идут в вашем направлении и проходят мимо в нескольких метрах от вас. Постепенно, хозяин и его собака проходят всё ближе и ближе от вас, и останавливаются рядом с вами. Вскоре они приблизятся и остановятся на расстоянии вытянутой для приветствия руки. Затем, поменяйтесь ролями с вашим другом: теперь он и его собака сидят, в то время как вы приближаетесь к ним. Наконец, поупражняйтесь в действии, когда вы будете проходить мимо друг друга, не останавливаясь, затем поворачиваясь, друг к другу лицом и подавая собакам команду «сидеть». Постепенно вы сможете подходить друг к другу всё ближе и ближе до тех пор, пока собаки не будут достаточно уверенно выполнять команду и терпелио сидеть во время вашего рукопожатия.
ТЕСТ 9. РЕАКЦИЯ НА ОТВЛЕКАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Для того чтобы сдать этот тест, собака должен продемонстрировать невозмутимость при появлении отвлекающих факторов. Экзаменатор предъявит два отвлекающих фактора, которые могут напугать вашу собаку (визуальный и/или звуковой). Визуальными отвлекающими факторами могут быть бегущий человек, человек на велосипеде, человек в инвалидной коляске или на костылях. Звуковыми отвлекающими факторами могут быть опрокинутый стул, упавшие книги, захлопывающаяся дверь, группа громко разговаривающих людей и, наконец, выстрел, постепенно увеличивая калибр от 6мм до 18мм. Собака может проявить интерес, но не должна становиться возбужденной, испуганной или агрессивной.
Подготовка состоит в многочисленном предъявлении визуальных и звуковых отвлекающих факторов. Лучшим способом обучения собаки будет, брать её с собой в общественные места. Работайте с собакой над выполнением команд до тех пор, пока она не научиться сохранять внимание и не отвлекаться на различные внешние мешающие факторы. Если собака демонстрирует испуг или защитную агрессивность, реагируя на специфические ситуации, усердней работайте по устранению внешних и внутренних проблем, которые заставляют собаку нервничать.
ТЕСТ 10. БЕЗ ХОЗЯИНА
Последнее испытание проверяет, остаётся ли ваша собака в спокойном состоянии, когда вы уходите. Собака остается с экзаменатором на три минуты. Хозяин уходит из поля зрения собаки. Собаке может перемешаться, но она не должна вырваться и убегать, лаять, постоянно скулить и метаться. Собака может показывать свой интерес, куда же вы ушли, легкое волнение, но должна оставаться спокойной и вежливой.
Тренировки команды «Ждать» начинается с того, что вы усаживаете собаку и отдаёте поводок хорошо знакомому собаке человеку или члену семьи. Отойдите на несколько метров и через минуту вернитесь и похвалите собаку. Затем дайте команду «Ждать», отдайте поводок помощнику и уйдите за угол. Постепенно увеличивайте время ожидания до трёх минут и более, пока собака не будет ждать спокойно.
Сертификация: где и как получить?
Собаки успешно сдавшие экзамен получают сертификат ТГКСС РОСТО МО (ДОСААФ). С 2000 года данный сертификат автоматически заносится в архив клуба. Так как экзамен не является соревнованием, он позволяет каждой собаке стать победительницей.
Где можно сдать экзамен? В местном клубе, который имеет право проводить такой экзамен. Сейчас уже есть клубы, которые принимают данный экзамен: это курсы собак-терапевтов, частных дрессировщиков, курсы послушания и т.д. Эксперты ТГКСС РОСТО МО (ДОСААФ) помогут Вам найти адреса клубов и экзаменаторов в вашем месте проживания.
Первая ступень к сертификату «собака-терапевт»
Диплом является лишь первой ступенью для участия в дальнейшей работе и мероприятиях собаки-терапевта и её хозяина. Многим владельцам очень нравиться подготовка к экзаменам на сертификат на квалификацию «собака-терапевт» и они решают не останавливаться на достигнутом и готовить собаку к более сложным соревнованиям на послушание и защиту.
Диплом программы «Собака и Общество» является одним из обязательных условий для получения сертификата на квалификацию «собака-терапевт» в ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО.
Тест на сертификацию «Собаки-Терапевта» (Therapy Dog International test – TDI test)
Ещё один тест, как и предыдущий интересен своим подходом к целенаправленной подготовке собак к общению с больными людьми.
ТЕСТ А. Встреча. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина. Экзаменатор подходит к ним и останавливается в двух метрах от собака и её хозяина.
• Экзаменатор подходит на расстояние вытянутой руки и радостно приветствует Вас (пожимает Вам руку, хлопает Вас по плечу...)
• Экзаменатор спрашивает, как зовут Вашу собаку и громко повторяет ее имя, и потом обходит вокруг Вас и Вашу собаку.
• Экзаменатор проверяет собаку: гладит ее, трогает уши, рот, ступни и хвост.
• Экзаменатор может обнять собаку.
Внимание: Во время этой проверки экзаменатор параллельно проверяет на сколько опрятна и чиста Ваша собака, её здоровье, стрижку (для пород которые должны быть подстрижены), наличие паразитов и упитанность. Экзаменатор должен, не унижая, в дипломатичной форме указать на потенциальные проблемы здоровья, большой вес и т.д., и дать советы по устранению указанных недостатков.
ТЕСТ Б. Клюка/Неуклюжий незнакомец. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина, экзаменатор горбясь, опираясь на клюку подходит неуклюжей походкой и начинает говорить странным голосом. Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку клюкой.
ТЕСТ В. Общение. Прошел 1 2 3 Не прошел
Группа людей (2-5) стоят в комнате. По возможности с ними стоят собаки (1-2). Также в комнате, кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д.
• Вы и собака на ослабленном поводке проходите через группу людей и собак в комнате.
• Собака может находится, как слева, так и справа от Вас.
• Группа людей обходит около и вокруг Вас, они тихонько разговаривают.
• Вы с собакой по команде «Рядом», обходите группу слева, затем справа
• Вы с собакой проходите через группу (не на прямую, а змейкой) 3 раза.
ТЕСТ Г. Агрессия к еде. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина лицом к экзаменатору. Экзаменатор роняет кусочек еды на пол. По возможности другие собаки (1-2) также находятся в этой комнате вместе со своими хозяевами.
• Экзаменатор просит Вас пройти мимо еды с собакой по команде «Рядом».
• Потом Вы разворачиваетесь и идёте обратно, поднимая кусочки еды с пола (собака не должна бросаться к ним).
ТЕСТ Д. Ходунок. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина, экзаменатор, громко разговаривая, приближается с помощью ходунка.
• Он гладит собаку по голове и толкает (осторожно) собаку ходунком.
ТЕСТ Е. Послушание. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина слева лицом к экзаменатору. Этот тест выполняется при помощи 10 метрового поводка. Вы заменяете обычный поводок, на 10-ти метровый.
Сидеть: экзаменатор просит посадить собаку. Вы может дать команду Сидеть несколько раз если это нужно. Вы не должны насильно сажать собаку.
Лежать: экзаменатор прости положить собаку. Вы даете команду «Лежать». Вы может дать команду «Лежать», несколько раз, если это нужно. Вы не должны насильно укладывать собаку.
Выдержка: экзаменатор просит Вас дать команду «Ждать» (собака может сидеть или лежать). Вы даете команду «Ждать», и отходите на длину 10-ти метрового поводка. Вы ждете, пока экзаменатор разрешит Вам вернуться к собаке (она должна оставаться в том положение, в котором Вы ее оставили). Вы может дать команду «Ждать», несколько раз если это нужно во время этого теста.
Ко мне: экзаменатор просит Вас дать команду «Ждать» (собака может сидеть или лежать). Вы даете команду «Ждать» и отходите на длину 10-ти метрового поводка. Вы ждете, пока экзаменатор разрешит Вам подать команду «Ко мне!»
ТЕСТ Ж. Собака – собака, реакция. Прошел 1 2 3 Не прошел
Вы с собакой и экзаменатор с собакой подходите друг к другу (с расстояния 10 метров), останавливаетесь и разговариваете несколько минут (собаки по команде «Сидеть»). Потом разворачиваетесь (собаки по команде «Рядом») и расходитесь.
ТЕСТ З. Костыли. Прошел 1 2 3 Не прошел
Собака сидит около хозяина, экзаменатор приближается с помощью костылей.
• Экзаменатор гладит собаку по голове и телу и потом достаточно грубо, но осторожно толкает собаку костылями.
ТЕСТ И. Человек – собака, реакция. Прошел 1 2 3 Не прошел
Группа людей 2-5 человек стоят в комнате. По возможности с ними стоят собаки 1-2. Кресла-каталки, ходунки, клюки и т.д., не используются в этом тесте. Дрессировщик с собака подвергаются следующим испытаниям:
• Хозяин с собакой на ослабленном поводке проходите через группу людей.
• Собака может находиться с любой стороны от хозяина
• Металлический поднос, роняется позади хозяина и собаки
• Люди громко смеются, разговаривают и хлопают в ладоши
• Один из людей пробегает мимо хозяина и собаки
• Один из людей громко спорит с другим
• Хлопки зонтиком, закрывая и открывая зонт несколько раз подряд
ТЕСТ К. Работа в группе с другой собакой-терапевтом. Прошел 1 2 3 Не прошел
• Экзаменатор со своей собакой-терапевтом приближается к Вам. Экзаменатор останавливается в полутора метрах от Вас. Собаки находятся по команде «Сидеть». Эта положение держится 10 секунд.
• Вы остаетесь на своём месте, а экзаменатор с собакой обходят Вас и останавливаются рядом с Вами. Собаки находятся в положении по команде «Сидеть». Положение держится 10 секунд.
ТЕСТ Л. Кресло-каталка. Прошел 1 2 3 Не прошел
Вы с собакой подходите с креслу-каталке с расстояния 3-х метров. (экзаменатор сидит в кресле-каталке). Вы подводите собаку к креслу-каталке и просите собаку пообщаться с экзаменатором. Экзаменатор гладит собаку и осторожно толкает собаку креслом-каталкой.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО - «СОБАКИ-ТЕРАПЕВТЫ» НА БАЗЕ ГОУ СПО СК №38 СОВМЕСТНО С ВП(К)О «МИР СОБАК» ГОУ МЦПФВВ 2007 году программа «Собаки-терапевты» разработанная и применённая ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО на практике была доработана с экономической стороны и в виде бизнес-проекта представлена студентами отделения Кинологии колледжа № 38 на базе военно-патриотического (кинологического) объединения «Мир собак» МЦПФВ ОСПО, на конкурс города Москвы «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодёжи Москвы» -2007 года.
Проект прошёл три отборочные стадии, подвергся очень дотошному и придирчивому исследованию конкурсных комиссий, в состав которых входили известные профессора и ведущие специалисты лучших школ и ВУЗов, ССУЗов Москвы и в итоге занял на конкурсе 1-е место, приз зрительских симпатий и грант в размере 550 000 рублей на продолжение работы по этой тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
РДА становится всё более распространенной аномалией развития эмоциональной сферы, приводящей к значительным искажениям в развитии и поведении. Это приводит (в наиболее тяжёлых случаях) к невозможности адаптации к самостоятельной жизни в человеческом обществе. Поэтому поиск и разработка дополнительных методов реабилитации и вовлечения детей в коммуникативные процессы может значительно способствовать снижению эмоционального напряжения в семье и обществе, в котором живет аутичный ребёнок, и появлению новых дополнительных возможностей более полноценной адаптации ребёнка страдающёго РДА в детском коллективе и во дворе.
Имеется описание практических наблюдений положительного влияния собак, отобранных по специальным параметрам и специально подготовленных для реабилитационных целей на снижение страхов у детей с РДА следствием чего, является повышение коммуникативности и выработке целенаправленного поведения (с уменьшением доли полевого поведения).
Предлагается создать исследовательскую группу из врачей, психологов, дефектологов, кинологов и технических специалистов для определения объёма и качества влияния канистотерапии (как одного из наиболее доступных и относительно дешёвых видов зоотерапии) на динамику течения РДА.
Предполагается исследование следующих направлений:
Виды работы с ребёнком и семьёй;
Работа с животными и специалистами;
Разработка концепции коррекционных занятий доступных на бытовом уровне (методички для родителей и волонтёров);
работа на базе центра (методики для специалистов: кинологов, дефектологов, психологов);
Работа с животными по их подбору, воспитанию и дрессировки на базе ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО;
Проведение тестирования поведения детей и уровня их развития на разных этапах реабилитации;
Подготовка специлистов-кинологов для работы с детьми с РДА;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонычев В., «Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство.» - СПб.: Наука и Техника, 2006. – 304 с. – (Саквояж эскулапа);
Беляев В.А., «Как определить стоимость вашей собаки.» - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2005. – 31 с.
Бизнес-проект «Мир собак. Собаки-терапевты», ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО, ГОУ СПО СК № 38, ГОУ МЦПФВ ОСПО;
Бэйли Г., «О чём думает ваша собака. Секреты языка тела домашних животных.» - М.: Издательство «Арт-Родник», 2004. – 96 с.
дель Амо, С., «100 игр и упражнений для вашей собаки.»/Пер. с англ. А. Линёва – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2002. – 192 с., илл.
Зайцева О.В., «Как воспитать собаку, удобную для жизни: практическое руководство», - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 383, [1] с.: ил.
Зубко В.Н. сост., «Собака для дома и службы.» - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2004. – 416 с.
Карапетьянц К.Г., Беляев В.А., «Советы юриста владельцам собак.» - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2004. – 160 с.
Килкоммонс Б., Уилсон С., «Ребёнок и собака. Их добрые отношения: Советы опытного собаковода.»/Пер. с англ. И. Кузнецовой. – М.: Аквариум, 1996. – 368 с., ил.
Корен С., «Как разговаривать с собакой»/Пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 392 с.
Криволапчук Н.Д., «Собака, которая любит.» - М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003. – 427 с.
Криволапчук Н.Д., «Собака, которой не нужно бояться.» - М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003. – 399 с.
Крузерман Г.В. – сост., «Дрессировка собак. Справочник.» - М.: «ВСВ-Сфинкс», 1997. – 143 с.
Литвинова Т., «Ваша биоэнергетическая совместимость с домашними животными.» - М.: ООО «Центральный Книжный Двор», ООО МЦФ, 2002. – 112 с.
Майерс А., «Общение с животными: Духовная связь между людьми и животными»/Пер. с англ. М. Звонарёва. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 с.
Михаловски К., Обучение собаки за 15 минут.»/Пер. с англ. Т. Лисицина. – М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005. – 176 с.: ил.
Николаева М., «Собака в доме». – Юж.-Урал. КН. Изд-во 1992. – 400 с. – (Природа и мы)
Никольская А.В., «Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак» - М.:, ООО «Аквариум-Принт», 2007. – 144с.: ил.;
Орбелиани Н.Ф., «Анимотерапия», Сайт «Город Золотой»,
Палика Л., «Питание и здоровье собаки.» - Пер. с англ. Е. Нетесовой. – «Библиотека Американского клуба собаководства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1999. – 234 с.
Рукерт Дж., «Четвероногие целители.» - СПБ.: Питер Паблишинг, 1997. – 192 с. (Серия «Исцели себя сам»);
Семёнова А., «Вампиры» и «доноры» вашего дома». – СПб.: Невский проспект, 2005. – 153 с. (Русский Фэн-Шуй)
Субботин А.В., Ращевская Л.Л., «Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация», Макцентр. Издательство, 2004г., 91с.
Теннат К., «Как отучить собаку от вредных привычек»/Пер. с англ. А.В. Санин – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2003. – 205 с.
Терихов Д.Ю., «Собакотерапия в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями», Троицк МО, ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО, 2005г., 20стр.
Терихов Д.Ю., «О необходимости тщательного и терпеливого подбора и отбора, кропотливой подготовки «собак-терапевтов» перед их применением», Троицк МО, ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО, 2005г., 29стр.
Терихов Д.Ю.,, «Проект Центра коррекции некоторых видов нарушения поведения и эмоциональной сферы у детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА)», Троицк МО, ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО, 2005г., 10стр.
Урбанова С.Г., «Трюковая и цирковая дрессировка. Шоу с домашними питомцами» - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 473,[7] с.
Хэддон М., «Загадочное ночное убийство собаки»: Роман/Пер. с англ. А. Куклей. – М.: ООО «Издательства «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 301 с. – (Премия Букера: избранное)
Шеврыгин Б.В., Шеврыгина А.В., «Животные – наши целители» - М.: ТОО «Гея», 1998. – 187 с. (Серия «Тайны природной медицины»)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рецензия на Методические рекомендации по подготовке и работе «собак-терапевтов» с помощью вида спорта служебное собаководство на примере детей с РДА
Перечень видов спорта (выписка), признанных Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры, на 28.03.2008
Всероссийский реестр видов спорта (выписка)
Диплом и приз за I место
Почётная грамота и приз зрительских симпатий
Свидетельство участника XII Бизнес-фестиваля молодёжи России
Свидетельство о регистрации проекта
Бизнес-проект «Мир собак. Собаки-терапевты», ТГКСС РОСТО (ДОСААФ) МО, ГОУ СПО СК № 38, ГОУ МЦПФВ ОСПО